Собрание калужской старины

12:49, 11 августа 2017

Музей «Вотчина» в Бабынинском районе уникален тем, что почти все его экспонаты были найдены на территории нашей области

При слове «музей» многие сразу представляют себе просторные залы с установленными вдоль стен витринами, за стёклами которых хранятся уникальные экспонаты. Но, оказывается, не все хранилища древностей бывают такими. Например, музей «Вотчина», расположенный в экопоселении под Калугой, в корне противоречит всем распространённым стереотипам. 

Во-первых, потому, что музей этот частный. В основу его экспозиции положена коллекция предметов русского быта, собранная за двадцать с лишним лет председателем калужского клуба коллекционеров Сергеем Нелюбовым. Во-вторых, почти все музейные экспонаты можно подержать в руках, рассмотреть и по достоинству оценить те остроумные и практичные идеи, которые вложили в них создатели - наши предки. Более того, в хорошую погоду Сергей Иванович выносит часть экспонатов на улицу, чтобы посетители могли познакомиться с ними в условиях, максимально приближенных к реальной жизни. 

Главным же достоинством музея для жителей нашего региона, несомненно, является тот факт, что подавляющее большинство экспонатов было обнаружено именно на территории Калужской области. То есть их изготовили и пользовались ими люди, которые жили здесь сто и более лет назад. Отдельные раритетные предметы существуют в Калужской области в единственном экземпляре, и увидеть их можно только в «Вотчине». 

- Обнаружены они на территории нашей области в разных местах. Это и дома, идущие под снос, старые чердаки и подвалы. Есть здесь и случайные находки, сделанные во время строительных работ. Некоторые вещи подарены мне калужскими краеведами, - рассказывает Сергей Нелюбов. 

В 2009 году, когда количество собранных им предметов старины достигло определённого количества, Сергей Иванович реализовал свою давнюю задумку и приспособил под музей небольшой гараж, бывший у него на участке. Сейчас этот деревянный рубленый домик тоже представляет собой произведение искусства. Он украшен затейливой резьбой, центральными персонажами которой являются райская птица и грифон на фасаде. По соседству красуются ключ и светец как символы доступа к историческим знаниям, несущим людям свет. Кованые замки XVII века на входных дверях, несмотря на то что они тоже являются полноправными экспонатами музея, до сих пор исправно выполняют свою прямую функцию. Даже дверные петли здесь выполнены в точном соответствии с историческими образцами тех лет. А крышу музея сейчас покрывают деревянным гонтом – для более полного соответствия старорусским традициям. 

Вокруг домика тоже есть на что посмотреть. Например, жернова из разных районов области: от очень больших, которые использовались на крупных мельницах, до компактных, применявшихся для ручного помола зерна в крестьянских домах. Тут же вдоль стены деревянные колёса от телег всевозможных размеров. Бубенцы от праздничной конской упряжи дают возможность желающим послушать мелодичные звуки «ямской трели». По соседству висит ботало – дореволюционное «противоугонное» устройство для крупного рогатого скота. Оно представляет собой колокол определённой формы, который вешали на шею быку, когда выгоняли его пастись. Пока хозяин слышал звук ботала, он был уверен, что со скотиной всё в порядке. 

До появления электричества почти в каждой сельской избе имелся светец – конструкция из держателя для нескольких лучин, освещавших помещение, и корытообразного столика, в который насыпали песок и заливали воду. Когда лучина догорала, она падала в мокрый песок и гасла сама. За вечер обитатели дома расходовали 100-120 таких лучин. 

Похожую конструкцию имеет и специальный табурет для розжига самовара. Влажный песок помогал предотвратить пожар при случайном выпадении углей. Обычно самовар раздували на улице, после чего заносили его в дом. При этом дым отводили через специальное отверстие в печи, в которое вставляли трубу самовара. 

Какой же русский музей без лаптей? В собрание Сергея Нелюбова они попали из Козельского района и представляют собой настоящее произведение искусства с тремя видами плетения, изготовлены из лыка нескольких пород деревьев – вяза, липы и т.д. Тут же представлены и несколько видов кочедыков – металлических инструментов для плетения лаптей. 

О том, как русские люди бережно относились к посуде, свидетельствует следующий экспонат. Треснутые глиняные горшки в сёлах не выбрасывали, а обмазывали специальным клейким составом из дёгтя и мёда и пеленали в оплётку из берестяного бинта. В итоге после высыхания посуда получалась как новая и десятки лет продолжала служить своим хозяевам. В ней можно было не только хранить сыпучие продукты, но и подавать к столу горячие блюда на всю семью. 

Не менее интересны специальный ухват с колёсами, которым доставали из печи тяжёлые пудовые чугуны и горшки, кичига – деревянная молотилка в виде человеческой ступни, которой в старину молотили рожь и пшеницу до использования цепа. Большое корыто, изготовленное из цельного куска дерева, заставляет вспомнить пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». 

Ковш-долгорук, несмотря на кажущуюся простоту, довольно сложное изделие, поскольку выполнен целиком из одного древесного массива. Ручка – из ствола дерева, а чаша - из его комля, который расположен под землёй, обладает большой прочностью и почти не трескается. Благодаря этому ковш выдерживал большие нагрузки. Когда варили пиво на всю деревню, такими инструментами черпали содержимое из огромных чанов, доливали туда воду и выполняли другие операции. 

Даже вилы для навоза в коллекции музея необычные – они больше напоминают рогатину, так как изготовлены из дерева и имеют только два острия с коваными металлическими наконечниками. Кстати, это сравнение не лишено логики – в смутные времена с такими вилами крестьяне ходили и на поляков, и на французов, и на прочих захватчиков. 

Внутри небольшого музея всё свободное пространство тоже приспособлено под экспонаты. Они здесь развешаны на стенах, разложены на полках, на столе и даже на полу. 

Входные двери тоже выполняют функцию стендов: с внутренней стороны на них закреплены рамки с выставленными в них интересными находками – оберегами вятичей, которые в V - VI веках пришли на территорию современной Калужской области. Мужские обереги были выполнены в виде секиры, ножа, топорика, медвежьего клыка. Женские представляли собой гребёнку – символ чистоты, птицу – символ счастья, ложку – символ сытости и достатка и т.д. Очень загадочным в этой коллекции выглядит оберег в виде динозавра. Откуда древние обитатели Калужской земли могли почерпнуть такой образ для поклонения – остаётся только гадать.

Алексей ГОРЮНОВ

Фото автора.