Регент архиерейского хора

15:36, 26 января 2018

О калужской достопримечательности и его руководителе Петре Семенове

Старая провинциальная Калуга. Она узнаваема и неповторима. Во все периоды своего существования она имела свои, присущие только ей черты, свои достопримечательности. 

Любой коренной калужанин без труда назовет среди таких достопримечательностей и один из старейших в России театр, и калужские печные изразцы, и калужское тесто, и чудесные архитектурные сооружения, и славные страницы, связанные с жизнью и деятельностью К.Э. Циолковского.  Но время неумолимо. То, что было важно и ценимо в городе, постепенно становится менее значимым и уходит из памяти. Такая участь постигла и калужский архиерейский хор, который на рубеже XIX - XX вв. был одним  из лучших церковных хоров нашего города. Известно, что в 1907 году этот хор под управлением Петра Семеновича Семенова давал в городе большие духовные концерты. 

6 мая 1908 года Петр Семенович Семенов «за отлично усердную и полезную службу по представлению начальства Всемилостивейше пожалован кавалером ордена Святого Станислава 3-й степени». 

Но не только регентом хора был этот человек. Документы свидетельствуют, что родился он в 1876 году в семье московского мещанина. В 1894 году окончил Московское синодальное училище церковного пения, прослушав полный курс предметов общеобразовательных и специальных со званием регента и учителя церковного пения. С 15 августа 1894 года был назначен учителем пения в Калужском духовном училище. В круг обязанностей Петра Семеновича входило не только ведение уроков, но и музыкальное сопровождение проводимых в духовном училище мероприятий или мероприятий, проводимых с привлечением учащихся Калужского духовного училища. Некоторые из них освещала местная пресса того времени. Например, в «Калужских епархиальных ведомостях» за 1906 год в заметке «Храмовый праздник и литературно-вокально-музыкальный вечер в Калужском духовном училище» читаем: «Хором воспитанников под аккомпанемент фисгармонии были пропеты: «Крестьянская пирушка» музыки Ипполитова-Иванова, «Колыбельная песня» Гречанинова, «На городи калынонька» - Лысенко, «Уж я золото хороню», «Засвистали козаченьки», оркестр из воспитанников, играющих на балалайках, под аккомпанемент фисгармонии исполнил: «Во саду-ли», «Выйду-ль я на реченьку», «Светит месяц», марш, лезгинку и др. Игра на балалайках впервые 6 декабря включена в программу училищных вечеров. Оркестр, организованный учителем пения П. Семеновым, исполнял свою программу очень хорошо». 

А вот сообщение о выступлении воспитанников П.С. Семенова вне стен училища: «3 февраля (1913 г.) в 5 ч. в Кафедральном соборе была совершена соборным духовенством торжественная вечерня и после нее был прочитан акафист Пресвятой Богородице. Вечерню и акафист пел хор духовного училища под управлением П.С. Семенова. По окончании богослужения протоиереем Ф. Богословским было предложено чтение «О мытаре и фарисее». 

Но вернемся к П.С. Семенову - регенту. В этой должности он состоял с 1 сентября 1894 года по 1 октября 1914 года. И этот факт тоже отражался в местной прессе: «13 января (1913 г.)… в 5 часов вечера в Кафедральном соборе совершена была торжественная вечерня, и после нее Его Преосвященством прочитан был акафист Иисусу Сладчайшему. Вечерню и акафист пел хор архиерейских певчих под управлением П.С. Семенова. По окончании богослужения священником М. Ильинским было предложено чтение». 

Однажды мне в руки попала рукопись с воспоминаниями о годах учебы в Калужском духовном училище Георгия Краснопевцева, из которой следует, что по наблюдениям воспитанников училища их учитель церковного пения не был ябедником, не водил ребят к директору, требуя сбавить им балл по поведению, но мог прочесть нотацию и отпустить с миром. Основным местом работы для него было духовное училище, но в разные годы он параллельно преподавал и в городском 4-классном, и в реальном училищах, и в учительской семинарии, и даже в Николаевской гимназии. К тому же он был регентом архиерейского хора, одного из лучших церковных хоров города. Особенность этого хора заключалась в том, что он не имел в своем составе ни девочек, ни женщин. Хор состоял исключительно из мальчиков в возрасте от 8 до 16 лет и мужчин разного возраста. Петр Семенович набирал детские голоса в школах и чаще всего во время приема учеников в 1 класс. Он устраивал как бы пробы голосов и обладателей альтов и дисконтов забирал к себе в хор. Передавал он их своему помощнику, опытному хористу, энтузиасту и большому знатоку хорового пения. Тот любовно выращивал будущих певцов и солистов хора. Ему многие были обязаны тем, что, получив от него первые уроки, они впоследствии становились солистами хоровых капелл, а наиболее даровитые поступали в консерватории и успешно их заканчивали. 

По четвергам в 6 часов вечера хор собирался на спевки. Петр Семенович вставал несколько поодаль от хора, доставал из бокового кармана камертон и сильно ударял им по согнутому большому пальцу левой руки. И он, и хористы слушали издаваемый камертоном звук. Так давался тон. Спевка начиналась. 

Калужане любили выступления прославленного хора. 

«Собор во время архиерейского служения всегда был полон. Как обычно, здесь было много женщин, мещан города, торговцев и именитых купцов, важных чиновников городского управления и мелких служащих. Немало среди присутствующих было любителей и подлинных ценителей хорового пения» - свидетельствуют документы. Архиерейский хор, мощный по своему составу и подбору голосов, слушать было действительно удовольствием. Но чем особенно славился хор – это своими солистами. Ни в одном городском хоре не было таких дискантов, альтов и баритонов. А октава отдельных исполнителей вообще была замечательным явлением. 

Перед выступлением хористов в Троицком соборе становилось как-то по-особенному тихо. Торжественная пауза как бы подготавливала собравшихся к восприятию прекрасного. «Сотни людей замирали в ожидании чего-то необычного. Не слышно неизбежного покашливания, казалось, что и свечи горели как-то по-иному, без потрескивания и ярко, не нарушая воцарившейся тишины. 

И вот высокий сильный голос нарушил тишину. Ввысь полились чистые, серебряные звуки величественной мелодии. Мощный аккомпанемент хора сдержанно, как бы боясь спугнуть льющиеся все выше и выше звуки, бережно покрывал и поддерживал голос солиста. А он, все более вдохновляясь, уверенно вел мелодию величественной кантаты. 

Последние звуки замерли где-то в выси громадного купола. Пережиты редкие минуты настоящего искусства», - писали современники. 

Среди причин такого успеха можно назвать любовь русских к хоровому пению и почитанию ими святоотеческих традиций исполнения шедевров православной музыки. Церковное пение и по содержанию песнопений, и по мотивам, и по действию на людей гораздо выше, достойнее и благотворнее всякого мирского пения и музыки. Не стоит списывать со счетов и личности талантливых руководителей архиерейского хора, которые не только тщательно подбирали исполнителей, но и много работали, оттачивая их мастерство. Восемнадцатилетним юношей, став регентом Калужского архиерейского хора, Петр Семенович Семенов двадцать лет оставался его руководителем. За этот период он не создал семью, не был в отпусках и много занимался преподавательской деятельностью по своей специальности в различных учебных заведениях нашего города. Последняя запись в Формулярном списке о службе учителя Калужского бывшего духовного училища П.С. Семенова гласит: «Калужским Городским Отделом Народного Образования назначен учителем пения в VI Советскую Единую Трудовую Школу». Но это уже другая история. 

Марина РЫБАКОВА.