Научим по-семейному

13:04, 02 февраля 2018

Можно ли дать ребёнку образование дома? 

«Как это – дома учатся? А кто их учит? А если родители за них напишут, сказать-то всё можно… Ну не знаю, никогда такого не было», - такова была реакция моей знакомой, которой я озвучила тему данной статьи. Знакомая, между прочим, преподаватель, много лет проработавшая в школе и детском саду. 

Реакция предсказуемая: слова «жажда знаний» давно уже кажутся устаревшими, а мнение о том, что детей надо «учить и заставлять», куда современнее. Но в одном знакомая точно не права: в том, что «никогда такого не было». А вот до революции домашнее обучение было куда предпочтительнее гимназии. Мы все читали в школе «Детство» Толстого, изучали биографии писателей и поэтов. Многие ли из этих выдающихся людей посещали гимназии? Они обучались дома родителями и приглашёнными учителями. 

Сегодня, когда интернет колоссально расширил возможности получения знаний, а взрослые всё чаще работают дома, форма семейного образования вновь становится популярной. 

«Кто идёт не в ногу» 

Мария Трофимова – педагог-психолог, мама четверых детей. Младшему два года, двое старших – школьники: Вова в пятом классе, Роман – во втором. Паша готовится пойти в школу в этом году. Впрочем, слово «пойти» здесь не подходит: как и братья, он будет обучаться дома. 

К этому решению Мария подошла осознанно: перед глазами был опыт московских друзей. Хотя категорически от идеи школьного обучения изначально не отказывалась. 

 - Детсад мои дети не посещали, и когда старшему исполнилось шесть, мы начали искать подходящую школу. Записались на подготовительные курсы в одной, потом в другой... И тут я увидела, что желание учиться у ребёнка пропало. Особенно он возненавидел чтение, хотя к тому времени уже начинал читать, - вспоминает мама. 

Сегодня старшие сыновья учатся на заочной форме в одной из московских школ: по интернету получают задания от преподавателя, отсылают сканы выполненных работ. 

- Так делают многие, кто выбрал семейное образование: поступают в школы Москвы или Петербурга, где система уже отлажена, - поясняет мама мальчишек. – Кстати, меня удивило, что аттестация в калужских школах сдается только очно. Письменные задания ребенок выполняет под надзором учителя, устные - отвечает учителю лично. На мой взгляд, просто нет доверия детям и родителям. И нет понимания сути семейного образования. Все в ногу идут, а ты не в ногу. 

В Калуге на тот момент не было знакомых, которые бы обучали детей дома, поэтому Мария с сыном начинали в Москве у Чапковского. 

- Поначалу было сложно, - рассказывает Мария. - Я не учитель начальных классов, поэтому покупала много учебников, знакомилась с программами в поисках той, которая подошла бы моему сыну. Экспериментировали и с формой проведения занятий: лепили и рисовали буквы, по чтению иногда смотрели видеоуроки. Тяжелее всего было с чтением: после подготовительных занятий он отказывался читать категорически. Я решила не настаивать: просила прочитывать хоть по строчке, чтобы буквы не забывал. Хотя со всех сторон слышала: ты должна заставлять, иначе он вообще читать не будет. Могу себе представить, какой прессинг мы бы испытывали, учись он в школе … 

Сегодня сын читает без остановки, и самая страшное наказание для него – пригрозить отобрать книгу. 

С программами обучения в целом определились, но Мария успевает знакомиться с новыми учебниками – и если нравится, добавляет в свой «арсенал». Помимо учебников и энциклопедий в доме множество наглядных пособий: повсюду висят таблицы, карты – и сыновья активно этим пользуются. В последнее время всё чаще просят найти видеофильм или ролик по теме, которая особенно заинтересовала. 

Организация обучения упорядочилась. На холодильнике висят три расписания: для Вовы, Ромы и Паши, хотя тот ещё дошкольник. С второклассником мама ещё занимается, старший сын целиком распределяет нагрузку сам: хочет – уделяет предмету час, хочет – пять минут. До Нового года Володя прошёл программу пятого класса по обществознанию и биологии. Рома совсем другой по характеру, а потому и подход к урокам у него другой: может целый день посвятить чтению или письму, всё делает тщательно и скрупулёзно, одним словом – перфекционист. 

Семейное образование (СО)— форма получения образования, когда ребёнок обучается в семье и за счёт средств семьи: самими родителями или с привлечением репетиторов, а также очно или дистанционно в школах, которые реализуют соответствующие программы, имеют соответствующую лицензию.

Дети проходят промежуточную и (или) государственную итоговую аттестацию экстерном в учебном учреждении, имеющем аккредитацию на образовательную деятельность по соответствующим программам. 

Есть у школьников и репетиторы - по иностранному языку. К их помощи Мария обратилась, когда поняла, что времени погрузиться в программу вместе с детьми не хватает. Она не исключает, что в дальнейшем такая помощь потребуется ещё по каким-то предметам. 

Дети Трофимовых своим положением вполне довольны: они с ужасом рассказывают об учебной нагрузке друзей-школьников, хотя проходят, по сути, ту же программу. 

- Я думаю, они просто этого не осознают, поскольку энергозатраты меньше, - улыбается мама. 

Зато мальчишки успевают реализовать все свои увлечения: музыкальная школа, настольный теннис, брейк-данс, театральная студия – и отказываться ни от одного из них не собираются. 

Проектов, на которые жалуются родители нынешних школьников, в доме тоже нет. 

- У нас свои, - возражает Мария. – Зависят от того, чем в данном случае дети увлечены: то весь дом в самолётах, то в роботах… 

Тревожит её одно: школьное обучение сегодня всё больше ориентируется на сдачу ЕГЭ, а не на получение знаний как таковых. Однако опыт знакомых говорит, что дети, получившие образование дома, с успехом сдают экзамены, поступают в вузы и чувствуют себя в этом мире вполне уверенно.

Плюсы и минусы СО, по мнению Марии Трофимовой

  • Возможность распределять учебную нагрузку, руководствуясь особенностями ребёнка. 
  • Большое количество свободного времени, которое можно направить на увлечения и развитие ребёнка, на путешествия и прогулки.
  • Здоровье, поскольку дети не сидят часами за партой: они могут учить устные уроки, повиснув на спортивном комплексе, сидя на ковре, «да хоть стоя на голове».
  • Самостоятельность: учатся сами получать знания из разных источников, планировать время и распределять нагрузку.
  • Минус мама мальчишек назвала только один: сегодня в обществе к такому виду обучения многие относятся настороженно. Даже бабушки и дедушки её «домашних» учеников выбор мамы не одобряют и до сих пор ждут, что она наконец одумается и отправит детей в школу. Почему? «Потому что все так делают». 

Наталья ЛУГОВАЯ