Камни в саду

08:43, 10 февраля 2018

Много лет дачные и приусадебные участки в нашей стране использовались в основном для выращивания овощей и фруктов для семьи

В коллективных садовых товариществах площадь участков была 4-6 соток, у рабочих совхозов до 15 соток и у членов колхозов - до 50 соток. Так что первые две категории выращивали овощи и фрукты к своему столу, а вот колхозников поощряли выращивать картофеля больше, чем у них была личная потребность, и потребкооперация скупала у них значительную часть урожая.

В 1991 году распалась огромная страна, изменился общественный строй и произошло сильное расслоение общества. Появились бедные, богатые и значительный средний класс. В связи с этим изменилось и отношение к земле у дома или у дачи. Те, кто не смог вписаться в изменившуюся ситуацию и попал в число бедных, продолжали пополнять свои скудные доходы выращиванием овощей, а те, у кого доходы были побольше, стали обращать внимание на красоту у дома. Появилось новое слово в нашем обиходе - садовый дизайн.

Предприимчивые люди быстро поняли потребность нового слоя нашего населения и стали разрабатывать тему садового дизайна. С 1995 года начал выходить журнал «Мой прекрасный сад». В подзаголовке говорилось, что это «самый популярный в Европе журнал по озеленению загородных домов, дач и вилл». Журнал изда¸тся в Германии и много лет просто перепечатывался на русском языке. Он быстро стал популярным, и многие садоводы посылали в редакцию письма с рассказами о своих участках. В начале 2003 года послал и я в редакцию письмо и несколько фотографий.

И вот в 5-м номере журнала за 2003 год вместо обычной статьи о немецком саде впервые появилась публикация о русском под названием: «Калужский романтик». Думаю, редакция решила сделать мне подарок, так как на одной из фотографий я написал: «Рябчик императорский зацветает ко дню моего рождения, 3 мая». Вот мой материал и дали в майском номере. Таким образом, и мне удалось «пробить окно в Европу». Всего было помещено восемь фотографий, а на главной - мы с внучкой за чаепитием у огромного валуна с плоским верхом, на котором стоят самовар, тарелка с печеньем, конфетница и ваза с лилией. И вс¸ это на фоне зелени и цветов. После этой публикации в журнале стали появляться сады россиян, но в основном это были участки крупных чиновников, писателей, артистов и другой богемы.

А летом 2004 года ко мне приехала редактор журнала Надежда Митникова, чтобы своими глазами увидеть то, о ч¸м я написал. Вот какую запись она оставила в «Книге посетителей усадьбы Морозова»: «Этот сад в Калужской глубинке вполне достоин представления на страницах зарубежных садоводческих изданий, и немецкий журнал (на русском языке) с удовольствием представляет хозяину свои страницы».

Приведу несколько строчек, которые были опубликованы изданием после посещения моего сада: «Сад, словно сошедший со страниц одноим¸нного журнала! Можно ли создать его не вокруг одного из подмосковных дворцов новоявленного миллиардера, а в сельской глубинке на участке обычного пенсионера? «Да, можно»,- словом и делом подтверждает тот самый обычный пенсионер Владимир Николаевич Морозов. А на самом участке - лимонник и пуэрария (редкая и очень красивая лиана, занес¸нная в Красную книгу СССР), штамбовые розы и бересклеты, заросли ароматного ваточника и изящные кусты маклеи, яркие летники в больших вазонах и подвесных кашпо, таинственные нимфеи в рукотворных водо¸мах с удивительно чистой водой, а также очень много всевозможных хвойных растений - от стелющегося по земле можжевельника до огромных голубых елей. Но особенно Владимир Николаевич гордится своими деревянными скульптурами и великолепным садом камней, включая альпийскую горку, по которой из опрокинутого старинного кувшина сбегает говорливый руче¸к. Если добавить ещ¸ к этому стильную скамью под виноградным шатром, уютную беседку с большим столом для чаепитий и совсем неплохие газоны, то получится тот самый прекрасный, дорогой сердцу, а не кошельку, вполне европейский сад».

О водо¸мах, деревянной архитектуре и хвойниках я постараюсь рассказать в следующих выпусках нашего приложения, а сегодня  - о камнях.

…Размывы, осыпи, развалины и травы,Сухие русла, камни и полынь. 

М. Волошин.

Камни как часть природы очень хорошо смотрятся в садах. Это могут быть и отдельные крупные экземпляры, и композиции из камней, и бордюры на границах цветников и водо¸мов, и альпийские горки. Использоваться могут целые гранитные валуны, сколы (отходы при изготовлении памятников) и известняк - обработанный и дикий. И ракушечник, конечно. Вс¸ зависит от идеи и от того, что вам удалось приобрести.

Главное - надо постараться найти соответствующее место для отдельного камня или композиции. 

Валун – центр композиции

Самый крупный и красивый валун в мо¸м саду находится в центре небольшой лужайки, которая с тр¸х сторон окаймлена цветниками, за которыми растут туи. С четв¸ртой стороны к лужайке примыкает стол из двух крупных спилов дерева, за ним - стенка из лимонника. Это такое изолированное пространство, на котором находятся и сказочные фигуры бабы Яги, лешего, кота и русалки у водо¸ма. Я называю это поляной сказки. Так вот валун является центром этой композиции, и посетители всегда обращают на него внимание. Сколами гранита облицованы края водо¸ма, находящегося в углу этого участка,  - они декорируют края железной ¸мкости. В самом водо¸ме на подставке находится ещ¸ один валун. Но он так зарос мхом, что самого камня уже и не видно. Получился зел¸ный островок, на котором раст¸т маленькая ива и иногда отдыхает лягушка.

Камни в «интерьере» участка 

Все остальные камни находятся в другой декоративной части сада. В самом начале участка, недалеко от дома, расположилась альпийская горка. Хорошо, когда участок находится на естественном склоне и можно использовать этот уклон. Мой же сад расположен на плоскости, и для создания горки пришлось сделать основу из битого кирпича от старой печки. С северной стороны горка почти отвесная, там пришлось использовать известняк, из него легче выложить стенку. С южной стороны - пологий уклон, по которому разбросаны разных размеров валуны и проложено русло для ручья, впадающего в небольшой водо¸м. По краям водо¸ма тоже уложены небольшие валуны. 

Дальше - композиция из тр¸х камней, которую я называю «диван». Самый большой, довольно плоский валун образует сидение, второй, поставленный на ребро, - спинку, и третий, поменьше, стоит сбоку как подлокотник. С обратной стороны «дивана» растут папоротник и экзотическая аралия в виде небольших деревьев, похожих на пальмы. 

Ещ¸ дальше, под ветвями яблони, расположена композиция из пяти камней. Один служит опорой для плоского второго - это стол, а вокруг еще три камня, на которые можно присесть. Эту композицию я называю «На троих». 

Проходим и попадаем на небольшую квадратную поляну, окаймл¸нную золотистокончиковыми туями. В глубине цветут роскошные канны, а перед ними, подчеркивая красоту величавых цветов, - ещ¸ три валуна. 

И, наконец, там, где декоративный сад переходит в плодовый, вертикально стоит высокий камень с острым верхом и острым ребром с северной стороны. Используя его, можно сделать солнечные часы.

Вот так я использовал камни в дизайне своего сада. Для этого не надо приглашать дизайнера, а достаточно почитать журналы, посмотреть сады знакомых и родственников, подумать и найти оптимальное решение. 

Если позволите, пара советов:

Для того чтобы камни и композиции из них лучше смотрелись, желательно располагать их на газоне, чтобы они не были закрыты от взгляда каким-либо препятствием. 

Предыдущая рекомендация особенно относится к альпийской горке. Чтобы подчеркнуть е¸ высоту и красоту, рядом нежелательно высаживать высокие растения, так она будет казаться ниже или вообще потеряется как декоративный объект. Вокруг горки и на е¸ склонах можно выращивать только почвопокровные культуры. 

Вот, пожалуй, и вс¸, что я хотел сказать о камнях. Но разговор о дизайне сада обязательно продолжу в последующих публикациях.

Владимир МОРОЗОВ