Духовные покровители Калужской Богородицы

09:57, 22 февраля 2018

К 270-летию явления чудотворной Калужской иконы Божьей Матери

Каждый народ имеет своё религиозное призвание. И если он уклоняется от него, то неизбежно теряет своё лицо, становится безликой массой в сообществе с другими или в одиночку.
Митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий.

Обретение иконы

Точной даты явления чудотворной Калужской иконы Божьей Матери никто не знает. Произошло оно в период 20 мая - 15 июня 1748 года, когда уже отгремели майские грозы, наладилась устойчивая летняя погода, а на полях и неудобьях близ сельца Тиньково, что в имении боярина В.К. Хитрово, уже по утренней зорьке звенели косы, срезая первый укос. В семи верстах от этих мест шла своим чередом жизнь провинциального центра Калуги, входившего после административной реформы царя Петра I (1719 г.) в Московскую губернию. В то время граница провинции проходила недалеко от Калуги, так как Боровский, Оболенский, Малоярославецкий и Тарусский уезды относились к Московской провинции.
 
В то же время в Санкт-Петербурге собирался большой поезд со свитой императрицы Елизаветы Петровны для поездки в Москву и совершения там паломничества по святым местам, во время которого Елизавета Петровна, случайно узнав о новоявленной иконе, посетила оную в деревянной церкви  с. Калужки, куда она была перенесена после третьего чудесного исцеления боярином В.К. Хитрово. После молитв пред новоявленной иконой со знакомым ей образом царицы инокини Елены (Евдокии Лопухиной) она получила исцеление, что стало началом нового периода её царствования. Этот факт указан в апокрифическом описании к иконе как случай исцеления «калужанина Петелина» (ПЕТра дщерь ЕЛИзавета), подарившего на икону дорогой серебряный оклад с драгоценными камнями и императорской короной. 
«Тщанием» господина Хитрово по проекту, возможно, архитектора В.В. Растрелли на пожертвование самой императрицы Елизаветы Петровны в 1760 году был построен новый каменный храм. В наше время уже сложно представить его первоначальный облик.  
 
Если границы Калужской провинции были чётко установлены, то духовные границы епархий делили не только провинции и уезды, но и волости по приходам церквей. О границах между епархиями в момент свершения события обретения чудотворного Калужского образа Богородицы можно составить представление по данным на 1764 год. В это время Калуга относилась к Московскому патриархату, а почти вся остальная территория Калужской провинции - к Крутицкой епархии. Подворья архиереев обеих епархий находились в Москве, но в накопленных духовно-исторических традициях епархии сильно отличались друг от друга. После кончины Московского архиепископа Иосифа Волчанского 10 июня 1745 года Московская и Владимирская епархия перешла до 14 апреля 1748 года под временное управление Крутицкого архиепископа Платона (Малиновского).

Епископы Сарайские

С 19 сентября 1742 года Крутицкой епархией управлял архиепископ Платон (Малиновский), поставленный на эту кафедру императрицей Елизаветой Петровной. С 14 апреля 1748 года архиепископ Сарский и Подонский Платон был переведён в архиепископы Московской епархии с наименованием Московский и Севский и избран членом Святейшего Правительствующего  Синода, в котором  состоял до своей кончины 14 июня 1754 года. Как епархиальный администратор, преосвященный Платон имел репутацию человека просвещённых и гуманных воззрений, заботливого и внимательного, являлся покровителем духовного образования, ревнителем скорого и справедливого суда. 
Преосвященного Платона (Малиновского) 25 мая 1748 года сменил на Крутицкой кафедре настоятель Ново-Иерусалимского монастыря Илларион III (Григорович), один из самых знаменитых архипастырей епархии. Епископ Илларион управлял Крутицкой (Сарской и Подонской) епархией до 3 декабря 1759 года. С  началом его деятельности в Крутицкой епархии связано явление чудотворной Калужской иконы Божьей Матери и его покровительство Козельской Оптиной пустыни при строительстве придела во имя преподобного Пафнутия в новом соборном храме Введения Пресвятой Богородицы.
 
Амвросий I (Зертис-Каменский) по указу императрицы Елизаветы Петровны 9 мая 1748 года был посвящён в Санкт-Петербурге в архимандрита Ново-Иерусалимского монастыря, сменив на этом посту святителя Иллариона III (Григоровича), позже в 1761 году он сменил святителя Иллариона III (Григоровича) на Крутицкой кафедре.
Таким образом, на момент явления чудотворного образа членами Святейшего Правительствующего Синода являлись бывший, действующий и будущий пастыри Крутицкой (Сарской и Подонской) епархии. Такая поддержка трёх членов Святейшего Синода способствовала быстрому воцерковлению Калужской иконы Божьей Матери, относящейся к западноевропейской иконографии, имела свою предысторию... 
 
Епископы Крутицкие были приближены к царской династии с начала правления царя Михаила Фёдоровича и испытывали особое отношение  к царевичу Алексею Петровичу и опальной царице Евдокии Фёдоровне - инокине Елене. Исходя из этого совсем не случайно выглядит совпадение года явления чудотворной Калужской иконы Божьей Матери с 50-летием пострижения царицы Евдокии Фёдоровны в инокиню Елену и с 30-летием казни последнего русского царевича Алексея Петровича. 

Православие в Золотой Орде

В чём заключаются духовно-исторические особенности религиозного призвания Крутицкой (Сарской и Подонской) епархии?
Сарайская православная христианская епархия была учреждена по ходатайству великого князя Александра Невского с дозволения хана Золотой Орды Берке (брата Батыя) митрополитом Кириллом II в золотоордынской столице Сарае в 1261 году. По словам митрополита Платона, «Епархия (Сарская) учреждалась для удовольствия, по христианскому званию, россиян и для чести самой России, по духовному управлению первоначально ограничивалась, как видно, одной областью Золотой Орды с главным городом Сараем, где между неверными томились целые тысячи несчастных чад православной Русской церкви, как захваченных в плен татарами в первые опустошения России и оставшихся в Орде в виде рабов, так и после того многократно туда отводимых, и куда принуждены были часто являться русские князья, нередко оставаясь там заложниками на несколько лет».
 
По мнению профессора Е. Голубинского, открытие православной епископской кафедры в ханской столице Сарае для русских, которые жили между татарами, состоялось не вследствие просьбы о том русского митрополита. Сам хан потребовал от митрополита, чтобы к нему был назначен представитель русской веры в лице епископа или, как выражались татары о наших епископах, большого попа.
 
Первый пастырь Сарайской епархии епископ Митрофан имел постоянное место пребывания в столице Золотой Орды - Сарае. Святитель Русской церкви среди шатров дикого язычества - явление отрадное для христиан. По мысли митрополита Кирилла, «ему надлежало быть наставником и утешителем скорбных детей страждущей церкви Русской, предохраняя их при всяком случае от ослабления в вере. Одновременно на него возлагалась миссия по христианскому просвещению самих татар. Таким образом, в состав Сарайской епархии входили как русские и греки, проживавшие в ханской столице, так и монголы, принимавшие святую веру и жившие в других местах этой епархии».
Важным аспектом учреждения Сарайской епархии стало завершение формирования золотоордынского баскачества на Руси. К этому периоду относится основание в 1260 году административно-налогового центра баскачества «Калуга» в виде заставы на левом берегу реки Оки, слева от устья речки Калужки. 
 
Третий епископ Сарской епархии Афанасий с 1291 года начал именоваться епископом Сарайским (Сарским) и Подонским; этот титул удержался за всеми его преемниками до 1742 года. В конце XIII века за епархией закрепились территории преимущественно пустынные степные места (Поволжские и Подонские), где жили орды татар и половцев. Ханы дозволяли епископам Сарайским обращать своих татар в христианство. 

Из Сарайских в Крутицкие

При ослаблении ханского могущества в середине XV столетия (около 1460 года) епископ Сарайский Вассиан перенёс свою кафедру в Москву, утвердив своё местопребывание на Крутицах, бывших с конца XIII века подворьем для приезда в Москву Сарайских епископов, а за ним и все его преемники епископы Сарские и Подонские стали постоянно жить в Москве на Крутицах. 
 
С конца XIV  века обострилась политическая ситуация на западной границе Московского государства. Большая часть вошедших в состав Крутицкой епархии городов находилась под властью Великого княжества Литовского, которые до конца XVI  века считались спорными между Литвой и Московией. 
Функции Крутицкой, Сарской и Подонской епархии были переориентированы на западное направление - на Литву, на защиту православного христианства, на собирание русских земель. 
 
Спорные города и территории с 1454 года постепенно отходили к Московскому государству и включались в состав Крутицкой епархии. В это время в ее состав вошли Козельск, Серпейск, Мещовск, Воротынск, Перемышль и Лихвин.  
Эти шесть литовских городов составили новую область особой епархии епископов Сарских и Подонских. Один из этих городов - Козельск в 1588 году сделан почётной епархией митрополитов Сарских, которые начали писаться митрополитами Сарскими, Подонскими и Козельскими. Именно в это время в составе Крутицкой епархии зародилась устойчивая общность из шести городов, ставшая при царе Петре I основой Калужской провинции и Калужской губернии при государыне Екатерине II.
 
Из духовно-исторических особенностей религиозного призвания Крутицкой (Сарской и Подонской) епархии вытекают и духовные функции обретенной в с. Тиньково  Калужской иконы Божьей Матери, направленные на распространение цивилизационного православного христианского влияния через духовное просвещение, сохранение русских национальных традиций, развитие образования, науки, искусства, медицины и культуры, самопожертвование ради высшей цели, завещанных ещё святым благоверным князем Александром Невским при создании Сарской епархии.

Игорь ГОРОЛЕВИЧ,

директор Ассоциации 

«Калужский областной исследовательский и

культурно-просветительский центр «ГАРАЛЬ».