«Храм Талии и Мельпомены»

10:00, 22 февраля 2018

Областной драматический театр им. А. В. Луначарского по праву именуют одним из старейших провинциальных театров России

Ведь начало театральной жизни в городе приходится на 1776 год. Именно тогда в столицу Калужского наместничества, образованного указом императрицы Екатерины II от 24 августа названного года, прибыл его глава Михаил Никитич Кречетников. Он привез с собой актеров из Санкт-Петербурга и Москвы. Но в городе не было театрального здания. И тогда калужский купец 1-й гильдии Тимофей Иванович Шемякин отвел под него свой каменный соляной и винный амбар на бывшей Тульской улице (ныне - ул. Салтыкова-Щедрина). Это хозяйственное строение, имевшее крепкие метровые стены, было превращено в цокольный этаж, над которым выстроили деревянный зрительный зал.

Если заглянуть в книгу «Путешественные записки Василья Зуева от С. Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 году», то можно обнаружить сведения о калужском «деревянном театральном доме», который стоял на выезде из города по Тульской дороге.

Итак, театр был готов и ожидал начала представлений. Уже 19 января 1777 года на его сцене в 6 часов пополудни состоялась премьера спектакля «Пролог на открытие Калужского наместничества», автором которого был знаменитый поэт Василий Иванович Майков.

Начало было положено, и калужане стали посещать свой «храм муз». В 1778 году на его сцене шли комедии «Так и должно», «Раздумчивый». Вот и знаменитый ученый-энциклопедист Андрей Тимофеевич Болотов остался весьма доволен своим посещением Калужского театра в 1787 году: «...а вечером ездили мы в театр и с удовольствием смотрели представление комедии «Хвастуна» и оперы «Бочара». Ставили в нем «Севильского цирюльника», историко-бытовые и национально-русские пьесы, водевили. Словом, репертуар был разнообразен.

Побывала в театре и сама императрица Екатерина II, о чем свидетельствуют «Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово», принадлежавшие Елизавете Петровне Яньковой.

Однако время не щадит деревянные строения, они ветшают, такая судьба постигла и первый Калужский театр. В 1790 г. на Сенной площади (ныне - площадь Мира) появилось здание, но уже в 1820 году оно сгорело. Можно себе представить, насколько калужане полюбили театр, если уже в следующем году в Городском саду был построен более удобный и красивый театр стоимостью в 40 000 рублей. Сумма по тем временам очень приличная. Но и он не избежал участи предыдущего. В 1836 году театр снова сгорел. Как же должны были любить театральную жизнь в Калуге, если постановки не прекратились, а были перенесены в здание манежа на городской площади, шли на даче калужского губернатора в Загородном саду. Ну а газета «Прибавление к Калужским губернским ведомостям» в разделе «частные извещения» старалась дать достойную рекламу театральному репертуару. 

И все-таки театр должен был иметь собственное здание. Его построили вблизи бульвара на городском валу (ныне - центральный городской парк культуры и отдыха). Открытие театра состоялось 19 января 1843 года. Тогда же появилась и постоянная театральная труппа. Здесь ставили не только водевили, но и драмы Шекспира и Шиллера, комедии Гоголя. 

Конечно же, приезжали в Калугу и столичные театральные знаменитости. Это и актер Павел Степанович Мочалов (1800-1848), чье посещение Калуги стало в то время «явлением громадного значения», и основоположник сценического реализма Михаил Семенович Щепкин (1788-1863), сыгравший шесть спектаклей («Ревизор», «Мирандолина», «Женитьба», «Матрос» и др.) на калужской сцене.

Весьма интересны письма служившего с августа 1845 по май 1847 года товарищем председателя Калужской уголовной палаты известного русского поэта-славянофила Ивана Сергеевича Аксакова, в которых он упоминает Калужский театр: «Вчера был я в здешнем театре, открытом в первый раз по возвращении труппы из летних вояжей по уездным ярмаркам. Труппа немножко потерпела от путешествий: декорации облупились многие, некоторые члены труппы растерялись на дороге, т.е. остались в разных городках, задолжав трактирщику. Наружность и внутреннее устройство театра для провинциального театра очень порядочны. Сцена пребольшая. Два ряда лож, третий для райка, ложи литерные с обоих боков, губернаторская, вице-губернаторская, с особенной комнатой, диваном и камином, где можно курить. Освещен стеариновыми свечами, лампами, все как следует. Из актеров один только порядочный - Дмитриевский, который довольно развязен и ловок на сцене. Актрисы - плохи, очень плохи. Антракты невыносимо долги. Летом был здесь Мочалов, но играл редко, и часто публика вся съезжалась в театр и опять разъезжалась, потому что выходил актер и объявлял, что Павел Степанович Мочалов нездоров.  Пожилых дам играет здесь Мочалова, сестра его, весьма собой некрасивая; здешняя публика признает в ней непременно драматический талант». 

Удивила Аксакова и изысканность репертуара Калужского театра: «Здесь теперь идет итальянская опера или, по крайней мере, сцены из итальянской оперы! Да, да, в Калуге, на калужском театре, поет теперь первая певица миланской оперы, госпожа Кестелиот. Она являлась на сцене в приличном роли костюме и в сопровождении нескольких, тоже одетых по пиесе, которые разыгрывали пресмешную роль, ибо, не понимая ни слова по-итальянски, должны были корчить разные физиономии». 

Еще один интересный факт из калужской театральной жизни: в 1850 году состоялась премьера комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Но выдержала она только два показа, а затем калужский губернатор Николай Михайлович Смирнов получил из столицы депешу с указанием «означенную пьесу» как «воспрещенную по Высочайшему повелению для представления на провинциальных театрах» исключить из репертуара Калужского театра, а впредь без разрешения цензурой III отделения пьес на его сцене не ставить.

К сожалению, в 1851 году здание Калужского театра в Городском саду также сгорело, и в 1864 году ему пришлось переехать в переоборудованный манеж. Спектакли продолжались, а с 1865 года в репертуар театра вошли пьесы Александра Николаевича Островского. В 1871 году в составе труппы Воронина приезжала в Калугу известная русская актриса Мария Гавриловна Савина (1850-1915).

Может и не появилось бы на Сенной площади нового театрального здания, но в 1874 году началось строительство Ряжско-Вяземской железной дороги, которая проходила через Калугу. На нужды города были выделены 6 000 рублей. И что же? Калужане решили потратить их на строительство театра! Его торжественное открытие состоялось 16 сентября 1875 года. Это здание, фасад которого выходил на Садовую улицу (ныне - улица Кирова), было построено в русском стиле и походило на «большую двухэтажную дачу». Прошло двадцать лет, и зданию нужен был капитальный ремонт: холод, уличная грязь и керосиновые лампы не самым лучшим образом влияли на его состояние. В 1896 году его реконструировал содержатель Николай Дмитриевич Тиллинг (Кручинин). Были оборудованы два яруса лож, бенуар, а зрительный зал украсила огромная хрустальная люстра. Фойе же выглядело как нарядная гостиная. В 1900 году появился раздвижной занавес. С 1901 года режиссером театра стал Евгений Федорович Боур, посвятивший ему 52 года своей жизни.

Ирина МАРКИНА, 

главный библиограф отдела краеведения и

ОРФ центральной городской библиотеки 

им. Н. В. Гоголя.