Моменты Бородинской битвы и портрет Наполеона - на жестянке столетней давности

10:00, 13 марта 2018

Музейно-краеведческий центр «Дом Г. С. Батенькова» открыл историческую выставку «Отголоски Бородина»

Этот дом – гений места. Тут жил участник войны 1812 года, офицер, декабрист, писатель Гавриил Степанович Батеньков. Музейщики сделали все, чтобы самое значимое событие войны с Наполеоном – Бородинская битва - приблизилось к нам, сегодняшним. 

Выставка стала событием для тех, кто интересуется историей. Вернисаж состоялся 6 марта, директор центра Елена Левина провела собравшихся по экспозиции. На стенах висят декоративные платки Даниловской мануфактуры. В юбилейный год, к 100-летию победы над наполеоновской Францией, текстильным фабрикам было разрешено выпускать подобную сувенирную продукцию. Даниловская текстильная мануфактура – одна из старейших в России, основана в XVIII веке. В 1867 году ремесленную красильную фабрику купил калужский купец Василий Ефремович Мещерин и наладил здесь производство ковров, скатертей и платков, коих выпускалось 20 миллионов в год! Цифра впечатляет, ведь можно было обеспечить нужды всех российских женщин! 

- Но в 1912 году большая часть из них была декоративной. Эти платки не носили, а вставляли в рамку и использовали на выставках и для оформления помещений, - рассказала Елена Борисовна. – И, конечно, все платки имели батальные сюжеты. Основой этих изображений стали картины известных русских художников Верещагина, Кившенко и других. Традиция памятных платков пошла из Англии, первый в нашей стране памятный платок появился в 1818 году и был посвящен Минину и Пожарскому. 

В витринах – «жестянки» для кондитерских изделий. Когда-то сладости упаковывали в бумагу и картон, и только в конце XIX века, благодаря тому что была разработана методика полихромной печати на жести, появились жестяные коробки. На них изображали батальные сцены и даже… портреты Наполеона. Изнутри коробки устланы шелком или бархатом, использовались они для конфет и вафель. 

- Особенно такие коробки любили хозяйки и часто покупали расфасованные в них кондитерские изделия. Это происходило потому, что они могли служить украшением интерьера и были полезны в быту – для хранения рукоделия или писем, - дополнила Елена Левина.

Еще одним сокровищем экспозиции стали почтовые открытки и книжные издания – наследие 1913 года. Стоит напомнить, что первые открытки появились в XIX веке в Западной Европе. Россия их начала закупать, а потом наладила выпуск собственных. Первое время это были почтовые бланки, на которые отправители помимо текста что-то часто пририсовывали от себя,   что дало повод издательствам наладить производство карточек с репродукциями картин известных художников Елизаветы Бем, Ивана Прянишникова, графика-орнаменталиста Бориса Зворыкина, считавшегося лучшим автором рождественских и пасхальных поздравлений. На калужской выставке можно увидеть открытки, посвященные вековому юбилею войны 1812 года. В августе 1912 года открылась панорама «Бородинская битва» и тогда в продажу поступило много открыток с ее видами, которые здесь также представлены. 

Начало XX века ознаменовалось книжным бумом. Появлялись новые издательства, новые журналы и, конечно, публикации были полны внимания к прошлому.

Выставка представлена показу из фондов музея-панорамы «Бородинская битва».

Татьяна САВКИНА.

Фото автора