Фотовинтаж – от объектива до винта ж

15:18, 20 апреля 2018

«Старички» доцифровой эпохи ещё не раз щёлкнут затвором

Большинству современных молодых людей, привыкших делать снимки нажатием пальца на экран смартфона, сложно представить, какой аурой был окружен человек с фотоаппаратом или кинокамерой еще в прошлом веке. Магия светописи, приятная тяжесть камеры в руках, кофры, пахнущие кожей, пленили людиновского школьника Сашу Филатова. Александр Иванович остался им верен и по сей день, собрав целую коллекцию старинной фототехники. Причем большинство экспонатов в рабочем состоянии.

Волшебный ящик

В темной, темной комнате, в лотках с проявителем и закрепителем рождалось чудо – на листе фотобумаги проступало изображение… Как хотелось Саше заниматься в фотокружке! Но для этого нужен был собственный фотоаппарат, а такой возможности не было. 

Он окончил школу, потом ГПТУ № 2 в родном городе, получил профессию слесаря-сборщика и … свой первый фотоаппарат «Москва–5». Отслужив в армии, в свободное от работы время, а трудился он слесарем на Людиновском тепловозостроительном заводе, с азартом осваивал фотодело. И так удачно, что в 1975 году его перевели на должность фотографа. За 27 лет работы он, можно сказать, создал фотолетопись заводской жизни: новые марки тепловозов, передовиков производства, новаторов, праздники, соревнования и т.д. Все попадало в объектив его камеры. Для себя снимал Людиново и окрестности. Однажды ради хорошего кадра не побоялся забраться на старую водонапорную башню – с рук снимал панораму озера Ломпадь, профессионалы потом удивлялись. Сегодня его любимые модели - внучки Алина и Даша.

В начале 80-х годов бывший классный руководитель Григорий Петрович Дудкин, преподаватель рисования и черчения, принес Александру старенький сломанный фотоаппарат «ФЭД». Долго тот возился с «непокорной» техникой, но все-таки починил. А Григорий Петрович подарил мастеровитому ученику книгу по ремонту фотоаппаратов. Дело понравилось, он стал заниматься им серьезно. Со временем слава об умельце распространилась за пределы Людинова. Такая работа требовала глубоких знаний. Александр осваивал новые марки аппаратов. И потихоньку начал их собирать. Узнав о его увлечении, фотоаппараты несли ему знакомые и незнакомые люди. Привозили их из соседних городов — Жиздры и Кирова.

Вместо хрусталя

Сейчас в коллекции Александра Филатова более 80 фотокамер. Здесь представлены фотоаппараты разных фирм — и зарубежных, и 

отечественных. Ухаживает он за ними старательно: весной и осенью достает, каждый бережно протирает, разбирает, проверяет, смазывает. На вопрос, где он все это хранит, Александр Иванович с улыбкой отвечает: «В стенке! Жена привыкла, что фотоаппараты у нас вместо хрусталя».

О фотокамерах он может говорить часами. Знает историю каждой марки, каждого своего экспоната. Самые старые фотоаппараты — немецкие, еще 20-х годов прошлого столетия, которые снимают еще на стеклянные пластины. Они тоже в рабочем состоянии. Это знаменитые Zeiss Ikon, история которых начинается с 1926 года, со слияния четырех крупных немецких фирм. Гордостью коллекции является и отечественный «Фотокор». Первый, по сути, советский фотоаппарат. Он стал ответом на просьбы фотолюбителей 20-х годов дать, наконец, массовый отечественный аппарат. Выпускал их Ленинградский оптико-механический завод.

В 2015 году в Людиновской галерее искусств Александр Филатов выставлял свою коллекцию. Она вызвала большой интерес у горожан и гостей Людинова. Больше всего радует его, что сейчас возрождается интерес к старинной фототехнике. И не только в качестве антиквариата. За примерами ходить далеко не надо – племянник Александра Ивановича Сергей тоже пробует на пленку снимать. 

С годами азарт коллекционера поутих, но есть у него мечта — немецкая «Лейка» 30-х годов XX века. А недавно кинокамеру 80-х годов принесли – нашли на помойке. Видимо, кто-то легко расставался с прошлым… А жаль. 

ФОТОфакты

  • Первой «фотобумагой» были пластины из стекла или меди, на которые наносился асфальтовый лак. 
  •  Прообраз современного фотоаппарата - камера-обскура, используется и поныне - с ее помощью производятся интегральные микросхемы. 
  •  Первая цветная фотография была получена Джеймсом Максвеллом в 1861 году.
  •  Одним из пионеров в области цветного фотоснимка считается подданный Российской империи Сергей Михайлович Прокудин-Горский - талантливый химик, изобретатель, фотограф, создатель неповторимой коллекции цветных фотографий царской России.
  •  Его авторству принадлежит уникальный метод, позволяющий делать цветные снимки. Для их создания сначала фотографировались три изображения с интервалом в одну секунду. После полученные три черно-белых негатива пропускались сквозь три светофильтра (синий, зеленый и красный) и совмещались в проекторе, через который и можно было увидеть цветные фотографии.
  •  Первый портрет, полученный при электрическом свете, был сделан Левицким в 1879 году. 
  •  Первая ролькассета, на которой размещалось 12 светочувствительных листов бумаги, весила 15 килограммов! 

Светлана МАЛЯВСКАЯ

Фото 

Александра ВЫШОМИРСКОГО.

При содействии Людиновской галерии искусств.