Зачем невесте ступа и рыбацкие сети?

12:55, 17 сентября 2019

Освадебных традициях Калужского края вспомнили в музейно-краеведческом центре «Палаты Коробовых»

Здесь работает одноименная выставка. В музейных залах все ярко оформлено – такая выставка, действительно, должна быть красочной и зрелищной. Это своего рода рассказ об одном из самых значимых событий в жизни человека – свадебном торжестве.

Экспозиция удивляет многообразием предметов. За стеклами витрин – вышитые нарядные рубахи, в том числе и венчальная, с длинными «долгими» рукавами, панёвы (юбки), занавески (фартуки), шитые калужской перевитью, сарафаны, «дымка», которой невесте покрывали голову во время венчального обряда, старинные женские головные уборы, затейливо отделанные золотой нитью и бисером, украшения, свадебные рушники. Сегодня нам кажется необычным, что венчальным нарядом крестьянок служил сарафан темно-синих или черных тонов, – его называли «грусьмёна». Здесь обращаешь внимание на детали: почему же свадебная одежда имела темный цвет? Оказывается, девушка покидала отчий дом, как бы «умирая» для своего рода, переходила в другую семью, в дом мужа. Свадебные традиции стали формироваться в XIII – XIV веках. В средневековье свадебный обряд состоял из двух самостоятельных элементов – венчания и большого пира.

Многие свадебные традиции пришли в православие из язычества. Среди всего того, что сопутствует свадьбе, в зале можно увидеть… ступу. Оказывается, она тоже имеет отношение к предсвадебным хлопотам. Обычно ступа стояла в сенях. Когда в дом засылали сватов, ступа служила неким знаком: если девушка давала согласие на брак, в ступе оставалась шапка жениха. Если в этот дом заходили и другие сваты, они видели, что девушка уже просватана. А вот рыболовными сетями оборачивали жениха и невесту, чтобы их не сглазили, – крестьяне боялись колдунов, которые должны были запутаться в многочисленных узелках на снасти.

Шуба – один из важнейших атрибутов свадебного обряда наших предков. Самый главный оберег, который пришел к нам со времен язычества, – тотем медведя. Считалось, что меховая шуба может защитить молодую семью от бед и несчастий. Жених и невеста стояли на шубе, когда их благословляли перед венцом. После венчания родители жениха тоже встречали молодых в шубах, чтобы новая семья жила богато и счастливо. Шуба входила в приданое невесты – это был символ достатка в семье. А вообще девочка начинала готовить себе приданое с 7 – 8 лет: занималась ткачеством, шила одежду, вышивала. Для того чтобы одарить всех гостей со стороны жениха, невеста подчас должна была вышить до ста рушников. И изба в день свадьбы украшалась рушниками – это было демонстрацией умений будущей хозяйки и ее гордостью.

Самые удивительные предметы в экспозиции – венец конца XVIII - начала XIX веков и дореволюционные венчальные свечи, которые принадлежали семье Суворовых – Николаю Ивановичу и Надежде Васильевне (семейные реликвии смогла сохранить внучка этой пары Татьяна Ермакова). Удачно гармонирует с седой стариной венок невесты, его сделала из воска сотрудница музея Ольга Пелисова по технологии наших прабабушек.

Кроме того, в Калужской губернии существовала традиция наряжать свадебную елку ткаными и бумажными цветами как символ начала семейной жизни. Жених с дружками должен был ее выкупить, одаривая подруг невесты сладостями. В Ферзиковском уезде существовала поговорка: «чем выше елка, тем краше невеста». В музее можно увидеть декорированное цветной бумагой деревце. Его сделала 86-летняя Анна Лобкова. По памяти Анна Степановна воссоздала свадебное дерево, которое с подругами когда-то обряжала в Козельском районе для торжества сестры.

Свои традиции существовали и у купечества, с ними можно познакомится в одном из разделов выставки. Привлекают внимание свадебные фотографии, сделанные многие десятилетия назад. Черно-белые, они хранят счастливые истории калужских семей.

Татьяна Солодкина.