На том и стоим!

08:30, 01 ноября 2019

На пороге 11 ноября. В этот день в 1480 году закончилось Великое стояние на реке Угре.

Это событие поставило жирную точку в конце одного исторического периода – эпохи феодальной раздробленности и монголо-татарского ига на Руси и положило начало другому – эпохе суверенного централизованного Российского государства, которая длится по сей день. Недавно Калужская область выступила с законодательной инициативой о придании 11 ноября статуса федеральной памятной даты.

Александр Чубарьян, академик РАН:

- Мне кажется, что события, связанные с Великим стоянием на Угре, недооценены в российской истории. Этот недостаток необходимо преодолеть. Очень важно показать истинное значение фигуры Ивана III. Ведь именно с этого времени, с победного окончания Великого стояния на Угре, появился термин «Российская государственность», Россия вошла в более тесное взаимодействие со всей остальной Европой и была признана мощным государством. События того времени - это период обретения Россией своего суверенитета.

Судьбоносный век

XV столетие было во многом судьбоносным не только для отечественной, но и для мировой истории. Перекраивалась политическая карта мира, в небытие уходили великие, казавшиеся еще совсем недавно незыблемыми, империи, на их обломках расцветали, громко заявляя о себе, новые государства. В наибольшей степени на историческую судьбу России повлияло крушение двух империй, по сути, мировых держав. 

В 20-е годы XV века распадается Золотая Орда, у которой раздробленная Русь находилась в вассальной зависимости. Зависимость эту в исторической традиции принято называть монголо-татарским игом. На просторах наводившего ужас на европейские и азиатские народы улуса Джучи появляется несколько ханств – Крымское, Ногайское, Казанское, Сибирское и другие. Их зависимость от ханов Большой Орды, которые тщетно примеряли на себя золотоордынскую корону, носила сугубо формальный характер.

В 1453 году под натиском османов пал Константинополь. Прекратила свое существование тысячелетняя Византийская империя, светоч православия, на протяжении столетий озарявший русские земли.

Русская метаморфоза

В это же время идет архисложный, болезненный процесс собирания земель северо-восточной Руси вокруг Москвы. В решающую фазу он вступает с восшествием на великий стол князя Ивана Васильевича III, деяния которого впоследствии добыли ему прозвище Великий. Именно он политикой кнута и пряника, грубой силы и расчетливой дипломатии превратил Московское княжество в централизованное государство, став «государем всея Руси». Заключенный в 1472 году брак с племянницей последнего базилевса «державы ромеев» Софьей Палеолог дал великому князю не только формальное право на двуглавого орла на гербе, но и узаконил притязания Москвы на гордое имя «третьего Рима», преемницы Византии.

Карл Маркс, не отличавшийся, кстати, теплыми чувствами к России, писал: «Изумлённая Европа, в начале правления Ивана едва знавшая о существовании Московии, стиснутой между татарами и литовцами, была ошеломлена внезапным появлением на её восточных границах огромной империи, и сам султан Баязид, перед которым Европа трепетала, впервые услышал высокомерные речи московита».

Эта метаморфоза не смогла бы произойти, не разорви Московское государство путы зависимости от Большой Орды.

Строптивый вассал

Историки точно не знают, когда именно Иван III отказался платить «ордынский выход». Опираясь на данные одной из летописей, можно предположить, что произошло это в 1472 году. В ней говорится, что хан Большой Орды Ахмат во время угорских событий сетует на московского князя: мол, «он ко мне не идет, а мне челом не бьет, а выхода мне не дает девятый год». Вероятно, именно такое поведение строптивого вассала-данника и сподвигло Ахмата в поход на Москву. Но вряд ли хан ожидал, что на его пути встанет не только полноводная Ока, но и русское войско на левом, московском, ее берегу. Попытки переправы не возымели успеха, и разъяренный Ахмат вынужден был уйти восвояси, уничтожив, правда, героически оборонявшийся правобережный московский форпост Алексин. Спустя восемь лет спавший и видевший себя ханом возрожденной Золотой Орды Ахмат решил предпринять новую попытку привести в покорность зарвавшихся московитов. Сложившаяся обстановка благоприятствовала походу. Отстаивая свои удельные интересы, от Ивана отложились братья Андрей Большой и Борис Волоцкий. В то же время на псковские земли напал Ливонский орден. Великий князь был вынужден решать ордынскую проблему, отражая одновременно нападение с Запада и опасаясь «братского» удара в спину. К тому же польско-литовский король Казимир IV, как и Ахмат, не был в восторге от усиления Москвы и охотно пообещал хану военную помощь.

От Оки к Угре

Летом 1480 года летучие отряды ордынцев вышли на берег Оки, пытаясь оценить возможность переправы. И, как и восемью годами ранее, увидели, что у бродов стоят русские полки. Узнав о намерениях Ахмата, Иван отправил брата Андрея Меньшого в Тарусу, сына Ивана Молодого в Серпухов, а сам выдвинулся с основными силами в Коломну. Ахмат, поджидавший обещанной помощи Казимира, двигался к Оке неспешно. Опасаясь повторения алексинской неудачи, он решился на обходной маневр. Ордынцы переправились через Оку выше по течению, в союзных литовских землях, где-то в районе Перемышля. Теперь путь на Москву им преграждал лишь достаточно узкий приток Оки – Угра.

Однако Ахмат просчитался, надеясь обмануть русских. Левым берегом Оки к Угре уже спешили полки Ивана Молодого и Андрея Меньшого. Великий же князь отбыл из Коломны в Москву, где получил от окружения наказ: «чтобы стоял крепко за православное христианство противу бесерменству».

3 октября Иван прибывает в Кременец (ныне село Кременское Медынского района Калужской области), где утверждает свою ставку. Основные силы он направляет к Угре, где они располагаются на протяжении 60 верст по московскому берегу.

Неодолимая преграда

8 октября на литовский берег Угры выходит Ахмат. Ордынская конница спешит к бродам, но, встреченная неожиданным огнем с русского берега, откатывается, теряя людей и лошадей. Московские воины обстреливают врага из луков, пищалей и пушек-«тюфяков».  Четыре дня Ахмат не оставляет попыток переправиться, бросая своих нукеров то в одно, то в другое место – тщетно: русские стоят стеной. Вероятнее всего, придя к Угре раньше ордынцев, они успели существенно укрепить берег в местах бродов. Эти фортификационные сооружения наряду с огнестрельным оружием и беспримерной стойкостью русских воинов и стали главной причиной фиаско Ахмата. 

Хан вынужден был остановить атаки, завязалась перестрелка. Началась фаза «стояния», в ходе которой ордынцы предприняли несколько неожиданных, но неизменно отражаемых попыток переправиться в разных местах. Сам Ахмат отошел к Воротынску, где продолжал ждать Казимира, еще не понимая, что тот не придет.

Государь на распутье

Внешнеполитическая обстановка в корне меняется. Казимир вынужден отбиваться от союзника Ивана III крымского хана Менгли-Гирея, совершившего набег на Подолию, – ему теперь не до московитов. Да и растущее недовольство русских князей – вассалов Литвы удерживает короля от выступления на помощь Ахмату. Кроме того, успехом завершаются переговоры Ивана с мятежными братьями, их войска уже спешат на подмогу, к Кременцу. А псковичи победно отражают ливонское вторжение.

Однако тревога не оставляет великого князя. Зима приближается, река вскоре замерзнет, перестанет быть преградой для ордынской конницы. Он вступает в переговоры с Ахматом, которые предсказуемо завершаются провалом. А в окружении Ивана растут пораженческие настроения. Письменная традиция гласит, что от капитуляции князя удерживает лишь проникновенное патриотичное послание архиепископа Вассиана. Но, проанализировав действия Ивана, мы можем сделать однозначный вывод, что руководили им вовсе не эмоции, а трезвый расчет.

Победная ничья

28 октября русские полки начинают отход от Угры, которая вот-вот покроется льдом, к Кременцу, а затем в хорошо укрепленный Боровск. Здесь, на пути к Москве, Иван намеревается дать Ахмату сражение на выгодных позициях.

Но и Ахмат не рискует перейти на оставленный русскими берег. 11 ноября он уводит свое войско, разоряя по пути в отместку предателю Казимиру подвластные Литве русские города. Стояние завершается ничейным исходом, равносильным для русских победе, а для ордынцев поражению.

Причин для отступления у Ахмата было достаточно. Здесь и проблемы с продовольствием и фуражом, и эпидемия, косившая войско. Современники в один голос говорят о заступничестве свыше, памятуя о котором, Угру стали потом называть «поясом Богородицы». Но, вероятнее всего, главной причиной ухода ордынцев стало очередное «коварство» князя московитов. Понимая, что столица Большой Орды Сарай аль-Джедид беззащитна, Иван III загодя посылает «судовую рать» во главе с воеводой Ноздреватым и крымским царевичем Нур-Девлетом по Волге в «логово врага». Весть о разгроме Сарая становится для Ахмата последней каплей в чаше сомнений. Поражение Ахмата на Угре не только приблизило его конец (он погиб спустя год при набеге тюменцев и ногайцев), но и предопределило крах Большой Орды в 1502 году. А Иван III, по меткому выражению Карамзина, «утвердил венец на главе своей и независимость государства». Независимость уже не только фактическую, но и формальную. Русь, переплавившись в горниле феодальных междоусобиц, сбросив 250-летнее иго, предстала миру суверенной Россией.

Антон Горский, руководитель Центра источниковедения Института российской истории РАН:

- События 1480 года ознаменованы обретением того, что принято сейчас называть государственным суверенитетом. Дата 11 ноября достойна быть отмеченной на федеральном уровне.

Калужская инициатива

Калужане гордятся, что определяющее для судьбы Родины событие произошло на их земле. В последние годы Великое стояние на Угре стало настоящим брендом Калужской области. В деревне Дворцы, близ Залидовских лугов, на которых разворачивалась активная фаза противостояния ордынцам, вырос Владимирский скит с музеем и диорамой кисти выдающегося художника Павла Рыженко. Вошла в традицию ежегодно проходящая там же масштабная военно-историческая реконструкция событий 1480 года. В центре Калуги появился величественный памятник Ивану III. В феврале 2017 года региональным законом дата 11 ноября была объявлена праздником Калужской области.

Губернатор Анатолий Артамонов выступил с инициативой придать окончанию Великого стояния на Угре статус федеральной памятной даты. Под этим предложением поставили свои подписи 110 тысяч калужан. Идею поддержали Российская академия наук и целый ряд ведущих научных институтов страны, Минкульт, Минфин, Минобороны, Общественная палата России.

В нынешнем году депутат Государственной Думы единоросс Геннадий Скляр внес в нижнюю палату парламента соответствующую законодательную инициативу. Ее одобрили власти более двух третей субъектов Федерации. Единственным, кто высказался против, стало руководство Республики Татарстан. Сейчас инициатива калужан находится на рассмотрении в думском комитете по обороне.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что «установление Дня окончания Великого стояния на реке Угре будет способствовать укреплению патриотического сознания граждан России и популяризации отечественной истории». 

Историки – «за»

Инициатива калужан поддержана научной общественностью. Об этом четко и ясно было заявлено на прошедшей весной 2017 года в Калуге всероссийской (с международным участием) конференции на тему «Великое стояние на Угре и формирование Российского централизованного государства: локальные и глобальные аспекты». В ней приняли участие около 50 историков с мировым именем.

События на Угре имели и важное международное значение. Это констатировали историки в ходе прошедшей в октябре этого года в Калуге международной научной конференции, рассмотревшей вопросы становления централизованных государств в Европе в конце XV - XVI веков. По сути дела, именно после 1480 года независимое Российское государство стало частью Европы и было признано международным сообществом.

Реальность против мифов

Тем удивительнее на общем фоне выглядит позиция Татарстана, выступающего против инициативы калужан. Если отбросить эмоции и взглянуть на ситуацию объективно, легко убедиться, что аргументы, которые выдвигают татарстанцы, не имеют под собой никаких оснований. Не хотим никого обидеть, но при всем желании нельзя серьезно относиться к мнению Института истории Академии наук Татарстана (оказывается, есть и такая!) по поводу того, что Стояние «нельзя рассматривать как особо значимое историческое событие, связанное с освобождением Руси от ордынской власти».  По-видимому, тот факт, что важность событий на Угре никогда не подвергалась сомнению отечественными историками, тамошними исследователями во внимание почему-то не принимается.

Ну а обвинения в том, что калужская инициатива «разжигает межнациональную и межконфессиональную рознь», вообще абсурдны. Наоборот, инициатива калужан носит объединяющий характер. Ведь 11 ноября 1480 года, по сути дела, произошло рождение единого многонационального Российского государства.

Чтобы не создавать конфликты на ровном месте, надо отказаться от слепой веры в собственноручно созданные мифы и объективно взглянуть на исторические события. И тогда станет понятно, что на момент угорских событий Казанское ханство уже давно вышло из подчинения Золотой Орде и к хану Ахмату не имело никакого отношения. Более того, казанские, крымские, ногайские ханы рассматривали Москву как союзника в борьбе с Ахматом, мечтавшим о возрождении единства и величия Золотой Орды. 11 ноября - праздник создания нашего государства со столицей в Москве, в котором все мы - русские, татары, башкиры и еще сотни народов и национальностей живем до сих пор и будем жить всегда.

Михаил Липкин, директор Института всеобщей истории РАН:

- Великое стояние на Угре явилось мудрой победой, когда наше государство стало политически и экономически независимым, именно тогда возникло само понятие «российская государ-ственность».

Не разделяет, а объединяет

Именно поэтому законопроект, предложенный калужанами, имеет столь широкую и всестороннюю поддержку. Причем не только среди ученых и общественных организаций, но и среди политических партий. 

На сегодняшний день три думские фракции («Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ) поддержали идею сделать 11 ноября федеральной памятной датой. 

Руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Геннадий Зюганов в своем письме на имя губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, в частности, отметил: «11 ноября 1480 года – это величайшее историческое событие для России, когда войска Ивана III на реке Угре не дрогнули… дали возможность государству обрести независимость. Это событие и для наших предков, и для нас, и для будущих поколений всегда будет памятным, так как дало возможность России обрести свободу и стать одним из сильнейших государств мира. У нас не так уж много консолидирующих, укрепляющих наше единство праздников. По нашему мнению, 11 ноября может с полным правом стать одним из них».

Владислав Назаров, доктор исторических наук:

- Я горячий сторонник придания 11 ноября статуса федеральной памятной даты. Важность этого события для отечественной истории трудно оспорить.

Юрий Расторгуев, Анри Амбарцумян.