В то богимовское лето

15:08, 17 января 2020

Сегодня исполняется 160 лет со дня рождения великого русского писателя, чья жизнь была связана с Калужской губернией.

Богимовский период творчества Антона Павловича Чехова невелик: всего три с половиной месяца. Но именно об этом лете 1891 года в Богимове писатель вспоминал как о самом плодотворном в творческом отношении периоде жизни. 

С ларцом идей – в русскую глубинку 

По берегам небольшой речки Мышеги раскинулось старинное село Богимово. Оно знаменито тем, что в нем в 1702 году родился будущий командир третьего картографического отряда Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции Василий Васильевич Прончищев. А лето 1891 года в Богимове провёл Чехов. Здесь он работает много, как никогда прежде. В Богимове написаны книга очерков «Остров Сахалин», повесть «Дуэль», рассказ «Бабы», фельетон «Фокусники». Позднее Чехов вспоминал, что никогда и нигде ему так плодотворно не работалось, как в то богимовское лето. Написанные в Богимове произведения впервые были подписаны фамилией Чехов, а не многочисленными псевдонимами, как было до тех пор. Одних только вариаций с псевдонимом Чехонте было около десятка. Здесь же он обдумал и начал работу над повестью «Дом с мезонином», рассказом «Попрыгунья», пьесой «Чайка». Прототипом героинь этих произведений была Лидия /Лика/ Мизинова, которую Чехов считал своей невестой. Лика приезжала в Богимово к Чехову, была очарована скромной красотой дома с мезонином усадьбы помещика Евгения Былим-Колосовского, бродила с писателем по парку, ловила рыбу в речке Мышеге. Красотой села Богимова был поражен и приезжавший сюда Исаак Левитан, друг Чехова и Лидии Мизиновой.

А попал в Богимово Антон Павлович волей случая. После поездки в Европу он хотел подобрать в средней полосе России спокойное и комфортное для творчества местечко. Молодой богимовский помещик Евгений Былим-Колосовский случайно познакомился с Чеховым в середине мая 1891 года во время поездки на двухпалубном колёсном пароходе по Оке (такой полноводной была тогда наша река). Уже во время знакомства Чехов очаровал Былим-Колосовского своей эрудицией и чувством юмора. И владелец богимовской усадьбы предложил Чехову за весьма скромную плату весь второй этаж своего усадебного дома на всё лето. Чехов, осмотрев дом с мезонином, сразу согласился. Так, 18 мая 1891 года начался богимовский период жизни и творчества Антона Павловича Чехова и членов его семьи, для которых второй этаж усадьбы Былим-Колосовского стал местом обитания на три с половиной месяца.

Литературно-врачебное лето 

Месяцы, проведённые Чеховым в усадьбе «помещика-либерала» Евгения Былим-Колосовского (так его характеризовал сам писатель), были максимально наполнены творчеством. Ведь Чехов работал здесь над своим самым масштабным произведением – книгой очерков «Остров Сахалин» и не только. А в паузах между литературной работой он любил посидеть с удочкой у речки Мышеги, пообщаться с приезжавшими сюда Исааком Левитаном и Лидией Мизиновой. Нередко беседовал об устройстве хозяйства в имении с его владельцем Евгением Былим-Колосовским. Чеховы и хозяин усадьбы любили пить чай на свежем воздухе в постоянной компании с огромным догом по кличке Фингал. Былим-Колосовский угощал Антона Павловича его любимым вареньем из крыжовника и свежими калачами. Кроме литературного творчества Чехов вел активную переписку из Богимова. Вот выдержка из его письма детской писательнице Марии Киселёвой, у которой ранее он также снимал комнаты в её подмосковной усадьбе: 

«Живём в Тарусском уезде Калужской губернии, в селе Богимове, в усадьбе некоего молодого барина… Громадный дом, отличный парк, неизбежные виды, при взгляде на которые я обязан почему-то говорить: «Ах!», речка, пруд с голодными, любящими попадаться на удочку карасями. И прогулки по вечерам. Здесь я занимаюсь Сахалином и в промежутках, чтобы не уморить моё семейство голодом, ласкаю музу и пишу рассказы» (А.П. Чехов – М.В. Киселёвой, 20 июля 1891 года, Богимово). 

В своих письмах из Богимова публицисту и издателю Алексею Суворину Чехов сообщает о работе над книгой «Остров Сахалин», которую предлагает издавать по частям, и повестью «Дуэль». Черновик повести Чехов отправил Суворину, который одобрил это произведение, предложил лишь поменять неблагозвучную фамилию главного героя. Так Ладзиевский сначала стал Лагиевским, а потом уже Лаевским. Кроме того, в письмах Суворину Чехов сетует, что в Богимове ему частенько приходится отвлекаться на врачебную деятельность. Местные крестьяне неведомо как прознали, что у барина поселился «дохтур» и толпами приходят к нему врачеваться. 

«Больше всего мне надоели крестьянские бабы с младенцами и порошки, которые скучно развешивать. Но делаю это. А поток крестьян только растёт» (А. П. Чехов – А. С. Суворину, 23 августа 1891 г.). 

Чехов любил укрываться от постоянных визитов крестьян или длительных бесед с Былим-Колосовским на речке Мышеге, куда помимо удочки брал с собой тетрадь для записей. Здесь он часами сидел в тиши среднерусской природы, делал записи, удил карасей. 

Двухэтажный усадебный дом имел 25 комнат. Антону Павловичу была предоставлена самая большая зальная комната с высокими потолками и белыми колоннами. Сегодня сохранились окна чеховской залы – они выходят на поля и леса. Чехов в Богимове любил писать на подоконнике. А писать приходилось много и быстро – издатель Суворин торопил да и деньги были нужны. Поэтому вставал Чехов в четыре-пять утра. 

«История в Богимово» 

В начале 1918 года всё имущество богимовского имения было национализировано, семью Е. Д. Былим-Колосовского выгнали из дома, не позволив собрать вещи. Хозяина арестовали, младших детей отправили в детдом.  На базе имения местные крестьяне создали вначале земледельческую коммуну им. Ильича, а в годы принудительной коллективизации - колхоз «Путь Ильича». Перед войной здание перешло в наркомздрав, став филиалом Калужской психиатрической больницы, которая и была там до конца 90-х годов XX столетия.

С конца 2017 года пользователем усадьбы является благотворительный фонд «СоБытие» (Москва), который добивается восстановления усадьбы в Богимове. Сегодня частично удалось расчистить и воссоздать яблоневый сад и приусадебный парк, начать восстановление церкви Успения, где уже идут службы, и установить на доме мемориальную доску, посвящённую выдающемуся русскому мореплавателю, географу, первооткрывателю Севера Василию Прончищеву. Кровля усадебного дома несколько лет после перевода из него филиала психбольницы стояла без хозяина, обветшала, провалилась во многих местах. Второй, чеховский, этаж заливают дожди и растаявший снег. На капитальный ремонт приусадебного дома, по подсчётам фонда «СоБытие», нужно не менее 800 миллионов рублей. Пока таких средств у фонда и поддерживающего его сельхозпредприятия «История в Богимово» нет. Животноводческий комплекс с уникальными коровами джерсийской породы будет расширяться. Сегодня здесь 80 бурёнок-джерси, а будет до 500 голов. Но даже при таком поголовье доходов от фермы и цеха переработки не хватит. Активисты фонда стараются привлечь в Богимово волонтёров, которые выполняют неквалифицированные работы по восстановлению усадебного комплекса: расчищают парк и храм с прилегающей территорией, в перспективе получат работу на ферме. В Богимово стали часто приезжать туристы из столицы, нашей области и Подмосковья. Уже в 2020 году география регионов будет максимально расширена. Но для этого нужна соответствующая туристская инфраструктура. Её фонд тоже пытаются создавать. В дальнейших планах фонда – создание в Богимове поселения для многодетных семей, открытие Дома культуры с народным театром и постановками пьес Чехова. 

Краеведы во главе с ныне покойным чеховедом Александром Кандидовым неоднократно били тревогу по поводу судьбы имения Прончищевых – Былим-Колосовских, пытались добиться создания здесь музея. Но удалось лишь пробить для усадьбы статус исторического памятника регионального значения. В декабре 2027 года истекает срок договора фонда «СоБытие» на пользование усадьбой. Удастся ли её восстановить без поддержки извне? Весьма сложно. Это признают и Эдуард Почивалин, и его коллеги по фонду. Нужна поддержка государства и частных меценатов. Какая, в какой форме, руководители фонда решают. И не теряют надежды, что здесь, как и при Чехове, будет звучать смех, будут пить чай с вареньем из крыжовника. Будет жизнь… 

Эдуард Почивалин – наиболее активный участник благотворительного фонда «СоБытие» и руководитель небольшого животноводческого комплекса с цехом переработки молока. Органические молочные продукты этого сельхозпредприятия выпускаются под маркой «История в Богимово», часть от выручки Эдуард направляет на восстановление усадьбы. Но средств этих явно недостаточно. 

Игорь Фадеев.