Новое прочтение старой истории

17:02, 13 января 2021

Экспозиция усадьбы Золотарёвых меняется

Калужанам и тем, кто бывал в музее, знаком вход на второй этаж экспозиции, где расположен отдел археологии. Еще недавно там преобладали яркие красные цвета – красные шторы и в таких же тонах витрины, созданные в 1980-х годах ленинградскими художниками. Наполненные различными историческими экспонатами, достойными внимания, к 2020 году эти витрины требовали преобразования. Под занавес минувшего года музейщикам впервые удалось обновить интерьеры двух залов. 

К юбилею губернской столицы

Это была масштабная задача. Сейчас эти залы посвящены Калужскому краю с древнейших времен (начиная с эпохи палеолита на этой территории обитал человек, а самые первые археологические находки имеют возраст более 100 тысяч лет) и заканчивая XVII веком – строительством Калужской крепости.

За стеклами витрин – следы далекого прошлого – артефакты с мест раскопок Серенского и Любутского городищ, реликвии военной истории и церковного культа.

- К юбилею города многое обновляется. Фасады усадьбы недавно были отреставрированы, а конец 2020 года ознаменовался тем, что начинается обновление основной экспозиции нашего музея. Но из-за того что объем работ большой, сразу заменить все невозможно, тогда пришлось бы закрыть музей на несколько месяцев, поэтому обновление идет частями, - сказала директор музейно-краеведческого комплекса «Усадьба Золотаревых» Елена Павлишак

Воеводина книга и царёва грамота

В этих залах можно говорить и о древнейшем прошлом, и о более поздних эпохах. Не обошла выставка такие важные вехи в истории развития края, как оборона Козельска, Стояние на Угре, Смутное время. В витринах – уникальные экспонаты, связанные с этими событиями. Есть среди них те, которые ранее не выставлялись. Например, книга Дмитрия Пожарского. Возможно, не все знают, что Пожарский некоторое время был калужским воеводой. 

Выставлена в экспозиции и грамота Михаила Федоровича Романова. В XVII веке эта грамота была дана калужанам в ознаменование их освобождения от налогов, когда в огне вспыхнувшего пожара сгорела большая часть города. Людям нечем было платить налоги, и государь принял такое важное на тот момент решение.

Впервые выставляется клад мелких монет. Он был найден в 2015 году в Калуге на улице Монастырской при проведении земляных работ.

Есть в экспозиции и витрины, посвященные правлению Алексея Михайловича Романова. Род Романовых тесно связан с Калужской землей. Посетители могут увидеть портрет царя. Его автор неизвестен, но, по мнению специалистов, он создан в XIX веке. Алексей Михайлович был женат на уроженке Тарусской земли Наталье Нарышкиной. Их сын Петр I также связан с нашими местами - его первой женой была Евдокия Лопухина, родившаяся в селе Серебряно Мещовского уезда.

Публике представлен уникальный полудоспех представителя элитной кавалерии «летучих гусар» полка Рыльского. Этот доспех интересен тем, что является самым первым экспонатом Губернского исторического музея, открывшегося в конце XIX века.

Калужский кремль

Центральным экспонатом выставки стал макет Калужской крепости. Возможно, кто-то из посетителей уже видел данный макет, ранее он выставлялся на других площадках. В стенах же усадьбы Золотаревых он представлен впервые.

- Думаю, крепость работы художника Евгения Столярова заняла свое достойное место. Этот экспонат будет интересен и детям, и взрослым. Детям будет интересно рассматривать, как был устроен быт наших предков, ну а взрослые с научной точки зрения посмотрят на обустройство города, - пояснила Павлишак.

Что особо ценно, рядом с витриной можно увидеть бревна, сохранившиеся от крепости. Они тоже раньше находились в экспозиции, но сейчас заняли немного другое место. Теперь всякий входящий в зал может представить масштабы и грандиозность постройки.

Крепость занимала место там, где ныне располагается городской парк культуры и отдыха. 

В античном стиле

Обновленные витрины позволяют во всей красе увидеть росписи XIX века. В особняках они были в моде. Дом строился в эпоху классицизма, для которой типичны античные пейзажи. Над отделкой внутренних помещений работала школа Капмиони, куда входили и мраморных дел мастера, и специалисты по росписям. 

Елена Павлишак:

- Это только начало создания будущей экспозиции, уже в ближайшее время работа продолжится. Следующие залы также будут обновляться, и, я думаю, к юбилею города вся экспозиция получит свое новое прочтение.

Татьяна Савкина.