Экология должна быть обязательным предметом

08:49, 09 июня 2017

Ирина Патричная, директор областного эколого-биологического центра: -

Наш центр работает по пяти направлениям: художественному, естественно-научному, туристско-краеведческому, социально-педагогическому, техническому.

Что касается экологического образования, оно у нас тесно связано с научно-исследовательской деятельностью. Три года назад мы стали лучшей организацией дополнительного образования региона, заработали в первый раз свои деньги - 200 тысяч рублей. На эти средства приобрели оборудование, которое позволяет проводить различные образовательные и познавательные мероприятия по экологической направленности, вести исследовательскую работу. 
Каждый год в сентябре проходит областной конкурс-выставка «Юннат», где ребята демонстрируют выращенную продукцию на своих пришкольных участках. В выставке участвуют более 40 команд из всех муниципалитетов. Последние годы конкурс «Юннат» проходит в демонстрационно-выставочном комплексе администрации губернатора. Наши воспитанники ходят в походы, были две экспедиции на Кавказ. Есть интересный фильм, где ребята рассказали о своей исследовательской работе. Они собирают материал, который потом используют в чтениях Чижевского, Менделеевском конкурсе, конкурсе Вернадского.
С районами сотрудничать бывает тяжело в плане того, что им приезжать к нам достаточно накладно, поэтому мы часто выходим на дистанционную площадку «Мегаполис», в режиме онлайн проводим совещания, районные методические объединения. Педагогам дополнительного образования и школьным учителям помогаем участвовать в различных конкурсах и акциях экологической направленности. По этому направлению мы работаем не только потому, что этот год объявлен Годом экологии. Нашему центру в сентябре исполнится 64 года со дня основания, и все это время большое внимание уделяется экологическому образованию детей. Помогает ли это воспитывать бережное отношение к природе? Я думаю, что помогает. При центре большой садово-огородный участок, где все 700 детей и подростков, которые занимаются у нас, обязательно бывают на нем и вносят свою лепту в его красоту. Они знают, какие растения можно срывать, выкапывать, а какие занесены в Красную книгу. 
Дети знают, что мусорить нельзя. У нас, кстати, в холле установлены специальные контейнеры для раздельного сбора бытовых отходов. Их поставили нам волонтеры, за что мы им очень благодарны. Ребята видят, куда бросить бумагу, куда - пластик или стекло. Мы считаем, что это должны знать и дошкольники, ведь дети у нас занимаются с пяти лет. Недавно завершилась акция «Сделаем вместе» по сбору твердых бытовых отходов. Была проведена огромная работа. Мы много читали на эту тему, смотрели фильмы, ездили в другие регионы. Я хочу сказать, что наша область на всероссийском уровне практически по всем параметрам, связанным с экологией, находится в числе десятка лидеров. 
Раньше у нас мини-зоопарк располагался в здании на первом этаже, где велся образовательный процесс. Это, конечно же, было неправильно. Я очень благодарна нашему учредителю - министерству образования и науки области и лично министру Александру Аникееву за то, что помогли вынести мини-зоопарк в соседнее здание, где он находится уже четвертый год. Это единственное место, где за посещение мы берем деньги. Это делается для того, чтобы хотя бы частично содержать наш мини-зоопарк. Но мы зарабатываем немного, за год максимум 70 тысяч рублей. Конечно же, нам выделяет средства на кормление животных и министерство образования и науки.
Большую часть своей жизни я проработала завучем в школе. Знаю школу с 1980 года, когда у нас был предмет «Экология». Сегодня, к сожалению, этот предмет есть далеко не во всех школах. Считаю, что если бы «Экология» была обязательной во всех школах, то и результат был бы значительно лучше. Но воспитание происходит не только в школе, но и в семье. Как ни плачевно, у нас два поколения в этом плане несколько потеряны. Поэтому наша задача - каким-то образом эту потерю возместить. Но я не могу сказать, что школы не работают в этом направлении. Они работают достаточно хорошо, есть экологические кружки, проводятся классные часы, школы участвуют в акциях, которые проводит наш центр. Уже третий год в связи со сложностью финансирования центр не может проводить летние оздоровительные лагеря, которые были раньше. Мы их заменили «Каникулярным клубом», где дети находятся в центре с 9.00 до 13.00, они играют, общаются друг с другом, посещают различные музеи и выставки, при этом экологическое и биологическое образование не отходит на второй план. 
Как в любой организации дополнительного образования, у нас достаточно серьезная проблема с кадрами. В первую очередь она связана с тем,  что вузы не предоставляют нам педагогов дополнительного образования. Эту профессию осваивают мои коллеги, кто имеет педагогическое образование, поступая в аспирантуру и проходя курсы повышения квалификации. Я рада, когда в наш коллектив вливается молодежь. Молодые педагоги - это как раз тот пласт, который вносит в процесс обучения детей что-то новое и интересное. Поэтому молодых людей, если у нас есть вакантные места, берем на работу с удовольствием и дальше обучаем их самостоятельно.