Путёвка в жизнь

11:41, 16 июня 2017

Иван Головид, руководитель регионального проекта «Я служу России!» :- Сегодня особое значение приобретает работа с трудными подростками, ребятами из детских домов и теми, которые находятся в приемных семьях или в социально опасном положении. 

В нашем регионе на базе Центра постинтернатного сопровождения «Расправь крылья» реализуется проект «Я служу России!». Он уже отмечен различного рода наградами, в том числе Благодарностью уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка. Наш опыт вошел в число лучших практик России по социальной адаптации выпускников детских домов.

 Сегодня в проекте три кадетских казачьих класса и две кадетские группы, за которыми по аналогии с классными руководителями закреплены офицеры Калужского отдельского казачьего войска. У нас есть понимание, что количество ребят, которые в них входят, хотя и является неким показателем нашей работы, тем не менее не самоцель. Ведь зачастую, что такое кадетский класс? Это некое образцово-показательное «подразделение»: отличники, спортсмены, первые в общественной жизни школы, которых возят на различные мероприятия, демонстрируя их успехи. Смысл же нашего проекта, наших кадетских классов в том, чтобы сделать лучшими тех ребят, на которых учителя и общество давно махнули рукой. 

Всего проектом на сегодняшний день по региону охвачено 423 подростка. Есть учащиеся, есть те, кто уже ушел в армию, другие создали семьи и выбрали свою профессию. Костяк проекта составляют 65 ребят, которые готовятся к службе в армии. Причем несколько из них даже имеют судимость, но, тем не менее, эти дети тоже в поле нашего внимания. 

Работа в нашем проекте идет в три этапа. Первый – это доармейская подготовка. С ребятами еженедельно по четкому учебному плану занимаются офицеры-казаки. Тут и изучение героических страниц нашей истории - таких, к примеру, как Великое стояние на Угре, и строевая подготовка, и выезды по местам боевой славы. Причем ребята сдают зачеты и экзамены. Летом для них организуется полевой лагерь, где все вышесказанное совмещается со спортивными занятиями на свежем воздухе. 

Второй этап - это служба в вооруженных силах. Наши ребята проходят ее в легендарной Кантемировской дивизии, дислоцированной в Подмосковье, которая имеет статус казачьей дивизии. За все время реализации проекта, а это уже седьмой год, у нас не было ни одного случая, когда нам было бы за своих подопечных стыдно. Показательно, что 15 ребят из числа детей-сирот, служивших там, уже заключили контракты и решили посвятить свою жизнь защите Отечества. 

Третий и самый важный этап - это участие в устройстве судьбы ребят после армии: работа, учеба, жилье, семьи. 

Те ребята, которым проект уже дал путевку в жизнь, не прерывают связи с нами. Они приезжают к нынешним воспитанникам - общаются, показывают свой успешный пример преодоления жизненных трудностей. 

Может создаться впечатление, что мы занимаемся с ребятами некой муштрой. Однако служба в армии, военная форма, которой мы обеспечиваем кадетов, в нашей деятельности стоят на втором плане. Первично духовно-нравственное воспитание, прививка ребятам ценностей и устоев, по которым жили многие поколения нашего российского общества. Здесь мы говорим и о традиционной семье: понятии мужчины как ее защитника и воина, причем не в узком армейском понимании этого слова, женщины – как хранительницы семейного очага. 

Суть проекта «Я служу России!» заключена в самом его названии. Служение - это не только армия, это и крепкая семья, и уважение к старикам, и почитание усопших, и воспитание детей собственным примером. В чем, кстати говоря, и заключается суть понятия «патриотизм». 

Замечу, что за все время реализации проекта у нас не было ни одного случая асоциального поведения ребят. Хотя в среднем по стране до 60 процентов выпускников детских домов ведут впоследствии асоциальный образ жизни. Проведенное психолого-педагогическое исследование показало главный результат проекта - это снижение вредных привычек у сложных подростков. 

Хотел бы подчеркнуть, что проект «Я служу России!» - не разовые мероприятия, а четко выстроенная система воспитания детей, которая имеет под собой научную основу. 

Что же касается проблем, с которыми мы сталкиваемся, могу сказать так: все трудности преодолимы, если тебе не мешают. Мы же со стороны региональных и местных властей, общественных организаций получаем полную поддержку и встречаем понимание общественной важности нашей работы n