Студенческие годы Чижевского

13:22, 11 августа 2017

Первый народный университет Шанявского – уникальное явление царской России

На Международном конгрессе по биологической физике и биологической космологии, состоявшемся в 1939 г. в Нью-Йорке, был принят меморандум «О научных трудах профессора доктора А.Л. Чижевского». В нём сказано: «Гениальные по новизне идей, по широте охвата, по смелости синтеза и глубине анализа труды поставили профессора Чижевского во главе биофизиков мира и сделали его истинным Гражданином мира, ибо труды его – достояние Человечества... Жизнь и деятельность А.Л. Чижевского – прекрасный образец служения науке и своей стране; пример для тех, кто стремится к познанию мира и освоению лучших образцов мировой культуры... Он является также выдающимся художником и утончённым поэтом-философом, олицетворяя для нас, живущих в ХХ веке, монументальную личность да Винчи». 

Такую характеристику получил учёный, поэт, художник, философ-космист, изобретатель Александр Леонидович Чижевский, 120-летний юбилей которого празднуется в 2017 году. 

Чтобы так много сделать в науке, Чижевский долго и упорно учился. Закончив в Калуге частное реальное училище Ф.М. Шахмагонова, талантливый юноша поступает в Московский коммерческий институт действительным членом и вольнослушателем в Археологический институт, который оканчивает с отличием, посещает лекции в Московском университете и Народном университете Шанявского. 

Консультации с московскими учёными и профессорами очень важны для Александра, так как он занимается научными исследованиями. Общение с корифеями науки во многом сформировало личность Чижевского-учёного. Чтобы понять, какое влияние оказала на него университетская среда, годы студенчества, надо обратиться к его преподавателям и учебным заведениям, которые он посещал. 

Одним из них был Народный университет имени русского офицера польского происхождения, золотопромышленника Альфонса Леоновича Шанявского. 

Московские студенты, обучаясь в различных учебных заведениях, стремились на лекции в этот университет. Их приводила сюда жажда познания. И многие московские профессора посещали диспуты, которые проводились у Шанявского. 

Как же появилось в Москве столь яркое и интересное культурно-образовательное явление – Народный университет Шанявского? 

Начать надо с того, что Польша и Россия всегда имели непростое соседство. В то время, когда Польша входила в состав России, для искоренения свободолюбия из польских аристократических семей забирали мальчиков, чтобы воспитывать их в России. Трудно представить боль разлуки детей с семьёй. Альфонс был одним из таких детей, вывезенных в Россию на обучение. 

Получив военное образование, дослужившись до генерала, Шанявский по состоянию здоровья в возрасте 38 лет выходит в отставку и уезжает жить в Сибирь, где до этого был на военной службе. Там женится на дочери золотопромышленника Лидии Алексеевне Родственной, женщине высокообразованной и прогрессивной. Дела генерала в золотодобыче сложились успешно, Шанявские стали весьма состоятельными людьми. 

В российском образовании в то время существовали сословные ограничения, телесные наказания, высокая плата за обучение, надзор, цензура. Университеты были недоступны для реалистов, семинаристов, воспитанников технических и земледельческих школ, евреев и женщин. Генерал Шанявский считал, что без образования народа страна катится в пропасть одичания. Супруги Шанявские вместе с профессором-историком Николаем Сперанским и книгоиздателями Сабашниковыми обсуждают возможность создания в России доступного образования. 

В 1905 г. Шанявские предлагают Московской городской думе свои денежные средства и свой дом на Арбате для открытия в нём университета. Дума постановила: «Принять с благодарностью». Едва подписав завещание, генерал умирает от серьёзной болезни. 

Но первый в стране бесплатный университет для вольнослушателей был открыт только после титанических усилий его жены, а также Сабашниковых. Власти боялись, что просвещение вызовет революционные настроения народа. Лишь опасаясь потерять средства Шанявских, в 1908 г. в их доме открыли университет. 

Учебное заведение было доступно для всех желающих, здесь имели право получать знания все с 16 лет, независимо от сословий и вероисповеданий, без предъявления аттестата зрелости, необходимо было только удостоверение личности. Правда, документов выпускникам университет не выдавал. 

Было открыто два отделения: научно-популярное давало среднее образование, а академическое – высшее. На подготовительном курсе слушатели получали начальное образование. Студенты сами выбирали предметы, преподавателей, составляли себе учебный план, выбирали лекционные курсы. Главным была самостоятельная подготовка, формирование познавательной деятельности студентов. Для того чтобы преподаватели могли разработать методику преподавания и выстроить взаимоотношения со студентами, слушатели отвечали на вопрос: «Кто из преподавателей вас удовлетворил, кто нет и почему?» Среди обучающихся были рабочие, поэтому занятия велись вечером. 

Преподавателями университета были видные профессора того времени. В 1911 г. в Московском университете прошли студенческие волнения. В связи с репрессиями по отношению к студентам министра образования Кассо, ведущие профессора и доценты Московского университета во главе с ректором и проректором в знак протеста подали в отставку. Многие профессора получили кафедры в университете Шанявского, тем самым был сохранён интеллектуальный потенциал России. 

В университет пришли выдающиеся профессора Московского университета В. Брюсов, В. Вернадский, Ю. Вульф, Н. Кольцов, П. Лазарев, П. Лебедев, К. Тимирязев, С. Чаплыгин, А. Ферсман, Ф. Фортунатов, А. Эйхенвальд и другие. Именно встречи со многими из этих людей были важны и значимы для Чижевского. 

Юрий Вульф организовал в университете Шанявского кристаллографическую лабораторию. У Чижевского читаем: «Кристаллы я изучал в лаборатории у профессора Ю.В. Вульфа, к которому часто забегал для всяких справок, встретив в нём особого и отзывчивого человека. Я даже пытался сделать ряд обобщений в кристаллохимии, связав форму кристаллов с их химическим составом. Юрий Викторович благосклонно относился к этим моим занятиям, снабжал меня редкими книгами и таблицами и поддерживал моё рвение к этому предмету». 

Валерий Брюсов в 1920 году выдавал Чижевскому удостоверение литинструктора и очень высоко оценивал его стихи. Климент Тимирязев был оппонентом на защите его докторской диссертации «О периодичности всемирно-исторического процесса». 

Чижевский был сотрудником института биофизики, созданного П. Лебедевым, директором во время работы Александра Леонидовича там был П. Лазарев. 

С В. Вернадским Чижевского объединяет философско-космическое мировоззрение. Про А. Эйхенвальда Чижевский писал: «Именно он научил меня любить физику». 

В 1911 г. на Миусской площади состоялась закладка нового здания университета им. Шанявского – в старом доме стало тесно. Занятия в новом, технически оснащённом здании начались в 1912 г. Акустика амфитеатровой аудитории была такова, что звук от падающей на сцене монеты был отчетливо слышен на верхних рядах помещения. 

За все годы работы университета его слушателями были известные ученые, поэты, писатели, такие как Л. Выготский, С. Есенин, Г. Санников, Н. Тимофеев-Ресовский, А. Цветаева. 

После революции университет Шанявского был закрыт, позже помещение передали Высшей партийной школе. В настоящее время здание является объектом культурного наследия, в нём размещается Российский государственный гуманитарный университет. 

Входящих в университет встречает скульптура основателя Шанявского – генерала, много сделавшего для российского образования.

Людмила МОРОЗОВА, 

экскурсовод Дома-музея А.Л. Чижевского