Книга книг и другие книги

10:46, 12 января 2022

В Калугу привезли графику Марка Шагала.

Уже одним именем экспозиция в Музее изобразительных искусств привлекает внимание. В ней много шедевров и творческих идей, воплощенных выдающимся художником-графиком XX века Марком Шагалом. Некоторые из них по-настоящему вызывают удивление.

О выставке «Три эпохи Марка Шагала» рассказала старший научный сотрудник экспозиционного отдела Ирина Гужова:

 – Эта выставка появилась благодаря собирательской и меценатской деятельности коллекционеров из Санкт-Петербурга Марка и Павла Башмаковых. Своей коллекцией эти два увлеченных человека дают возможность знакомиться с искусством первой половины XX века.

Являясь передвижной, выставка «Три эпохи Марка Шагала» путешествует по разным городам и теперь посетила Калугу. В нашем музее она будет работать до 8 марта, поэтому все желающие успеют ее посмотреть. Экспозиция представляет графическое наследие художника, работы, которые легли в основу наиболее значимых циклов в его творчестве. Прежде всего это цикл иллюстраций, посвященный поэме Гоголя «Мертвые души». Художник работал над ним с 1923 по 1927 год. В 1948 году эти иллюстрации были выставлены на биеннале в Венеции, где завоевали Гран-при.

Жизнь Марка Шагала была наполнена событиями, в том числе драматическими. В 1922 году он эмигрировал из России, жил в Париже. Французский издатель Воллар предложил ему сделать иллюстрации к детской книге «Генерал Дуракин», но Шагал выбрал работу над «Мертвыми душами», создав более 100 офортов – образы героев и сцены из поэмы.

Обращение к произведению Гоголя было связано с тем, что художник вспоминал Россию, родной Витебск. К примеру, в листе «Городок» он изобразил провинциальный город, куда приехал Чичиков, воссоздав образ Витебска. Шагал создал свой стиль, основанный на сочетании экспрессионизма, кубизма и неопримитивизма.

В дальнейшем художник задумался над иллюстрацией Библии, для него это была особая книга. Являясь евреем по национальности, он вырос в среде, где читали Книгу Книг, поэтому в 1931 году отправился в путешествие по Палестине, Сирии, Египту, желая воочию увидеть, где происходили библейские события. Так была начата большая серия религиозных сюжетов. «Библейские послания» заняли значительный период творчества Шагала (этот цикл он создавал в 1950 – 1960-е годы). В экспозиции тоже частично представлена эта серия.

 – Свою работу над «Посланиями» он называл молитвой, раскрывая в ней образ Библии, при этом отказавшись от сложившихся традиций иконографии в классической живописи. Художник добился выразительности за счет упрощения формы рисунка. Например, в литографии «Сотворение мира» изображено детство человечества – мировой океан, где зарождается жизнь – мы видим рыб, птиц, людей, Солнце. Это напоминает детский рисунок, но простота форм придает наибольшую выразительность для раскрытия темы,

– дополнила Ирина Гужова.

В офорте «Адам и Ева» есть и прародители человечества, и змей, и запретный плод, и рай…Тема распятия Христа тоже была поднята художником. Центральное место в работе «Распятие» занимает изображение агнца. Именно в центре сделан акцент на распятого Христа, принесенного в жертву в искупление грехов человеческих.

Впоследствии на основе рисунков Шагала были созданы витражи в синагогах, а также в католических и лютеранских храмах.

Серия «И на земле…» посвящена светской литературе. Русский график был знаком со многими деятелями Французской Республики. В частности, знал министра культуры при правительстве де Голля Андре Мальро. На основе книги Мальро, написанной по воспоминаниям о военных действиях в Испании, были созданы иллюстрации, где изображена вся трагедия войны.

Еще одна серия «За зеркалом» рассказывает о сотрудничестве Шагала с известным французским издателем Эме Маэгом, выпускавшим художественный «Арт-журнал» (он выходил с 1946 по 1982 гг.).

Одна из посетителей выставки, калужанка Ольга Иванова, поделилась с нами впечатлениями от увиденного:

 – Выставка произвела на меня необычное впечатление, она на любителя. Но есть люди, которые с большим воодушевлением говорят об экспозиции. Для того, чтобы в полной мере эту выставку оценить, надо познакомиться и с жизнью, и с творчеством Марка Шагала.

Татьяна Савкина.