Разные и похожие

12:20, 21 июня 2022

В Калуге совместили старинную иконопись и творчество авангардистов 

Как ни странно, выставка «Русская икона и авангард» в Музее изобразительных искусств не ломает сознание и противопоставления двух очень разных традиций не чувствуется здесь. Она небольшая, но найдет своего зрителя, ведь экспозицию составили иконы XVII – XVIII веков, а также произведения художников-авангардистов XX столетия. 

Иконопись

Центральной на выставке стала «Святая Троица» – икона, датированная 1670-ми годами. Уникальность ее в том, что написана она в мастерской Оружейной палаты в Москве, а вот в музей попала из Троицкого собора Перемышльского Лютикова монастыря. Некоторые детали на образе показывают, что его подновляли, добавляя элементы – природу, архитектурный комплекс, возможно, скопированный с гравюры, барочные кресла (на которых восседают ангелы). Дописаны были и некоторые фигуры святых. Сделав частичную расчистку иконы, реставраторы обнаружили более ранний живописный слой. Однако верхний слой полностью снимать не стали, он тоже представляет художественный интерес. 

Кроме того, зрители увидят на выставке иконы «Богоматерь Казанская» (XVIII век), «Воскресение Христово и Вознесение» (XVIII век, с праздничными и страстными циклами), складень-триптих «Спас Нерукотворный. Рождество Христово. Крещение. 

Преображение. Воскресение. Сошествие во ад» (XVII век). К слову, складни были популярны в купеческой среде – купцы много путешествовали, и такой молельный образ сопровождал их в дороге. 

Кураторами выставки стали известный калужский искусствовед Василий Пуцко и старший научный сотрудник музея Ирина Гужова.

- Эта выставка представляет роль русского искусства в мировой художественной культуре. Сложный процесс развития иконописи шел в рамках истории Византии. Русь фактически получила иконопись, когда она окончательно сформировалась. Вместе с принятием христианства на русские земли пришли первые иконописцы и архитекторы, которые строили православные храмы, а с ними к нам попали и первые произведения иконописного искусства, - говорит Ирина ГУЖОВА. – Россия от Византии приняла высокую художественную культуру иконописания, церковную архитектуру. Византийские мастера стали обучать русских умельцев, благодаря чему стала складываться школа русской иконописи, основанная на византийских традициях. 

Первые иконы не имели авторства – иконописцы не подписывали их. Считалось, что в трудах им помогает Бог, они только исполняют его волю, прикладывая свои умения и талант, поэтому многих имен мы не знаем. История сохранила лишь несколько из них – Алипий Печерский, Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков. 

С развитием русской государственности в крупных городах складывались иконописные школы, имевшие свои живописные особенности. Была такая школа и в Калуге, но в город, расположенный вблизи Москвы, приезжали московские иконописцы, поэтому происходило взаимопроникновение традиций, калужане черпали что-то от московских художников. На выставке представлена одна из икон, создание которой приписывают калужским мастерам XVIII века, – «Вход Господень во Иерусалим».

Кубизм

Тема, заложенная в названием выставки, выбрана неспроста. «Открытию» русской иконописи в начале XX века помогли художники русского авангарда. Они понимали и изучали приемы русских иконописцев – плоскость изображения, смелые сочетания цветов, работу с формой. Все это можно проследить во второй части экспозиции. 

- Эти картины – точка зрения художников на природу, на натуру, отображение ими реального мира через абстрактные формы.  Например, художник-реалист Николай Григорьев у кубистов перенял кубизацию форм. На его картине «Двор» - кроны деревьев, напоминающие полукруги – это некий лирический кубизм, - дополнила Ирина Гужова. – Из классики русского авангарда наиболее известен Казимир Малевич с «Черным квадратом». В его работе цвет и форма играют самостоятельную роль – это было прорывом для своего времени. Последователи Малевича отказались от изображения предметного мира, стали изображать образ-символ, который несет какую-то идею. Это явление получило название «супрематизм», то есть высший этап развития искусства. 

Все вышесказанное прослеживается в работах Александра Родченко «Конструкция», Алексея Моргунова «Композиция № 2. Чайная № 5» и Георгия Якулова «Кафе», у которых были свои поиски в художественном искусстве, - их произведения тоже представлены на выставке. 

 

Татьяна Савкина.