Виновен ли Сальери?

12:40, 21 февраля 2023

В калужском Инновационном культурном центре решили расследовать одну из «Маленьких трагедий» Пушкина.

Зрителям представили спектакль «Zavist’» по его известной трагедии «Моцарт и Сальери». Именно таким было черновое название пушкинского произведения. Спектакль поставлен в память об Александре Сергеевиче, печальную дату ухода которого мы отмечаем в феврале.

Мастерская в джунглях

Идея сделать музыкальный перформанс пришла режиссеру Софии Никифоровой во время ее путешествия на тропические острова. Петербурженка без обратного билета улетела строить новую жизнь в другой стране. Однако театр настиг ее и там.

                                                                                                                                                                                Фото: Евгения Фролова.

По воле судьбы она знакомится с талантливым начинающим актером Александром Казанцевым, визитной карточкой которого стало чувственное прочтение монолога Антонио Сальери. Экстраординарная, инопланетная внешность и фактура молодого человека в купе с великолепной театральной подготовкой стали фундаментом зарождения проекта об одном из смертных грехов человека. Спектакль увидел свет благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

 – Режиссеры и актеры – исследователи. Нам нравится копаться в тексте, разбирать психологию героев. Пушкин – настоящий гений. Он невероятно точно описал эмоциональное состояние человека, который был абсолютно счастлив, но в один день проснулся со всепоглощающей силой внутри – завистью. В театре есть понятие — «присваивать» текст. Примерив на себя роль Сальери, мы поняли, какая боль душила придворного композитора,

– рассказала София НИКИФОРОВА.

Опера «на шпильках»

Бесконечная череда ярких образов, метафор и символизма. Театральная команда представила на суд калужских зрителей фантазию дружбы и соперничества двух известных личностей: возмутителя спокойствия 

Вольфганга Амадея Моцарта и Антонио Сальери, на которого буквально молилась Италия. Первый создавал свои шедевры словно по велению волшебной палочки, а другому для достижения величия приходилось часами сидеть в поту за кропотливой работой.

На сцене – безбашенный Сальери в туфлях на каблуках и в ультрамодном наряде. А Моцарта вообще сыграла девушка! Маргарите Таничевой удалось передать живой, пылкий, задорный, завораживающий характер сангвиника.

Фото: Евгения Фролова.

Отдельного внимания заслуживает музыка, а точнее, вокал прекрасной Ксении Шамариной. На протяжении нескольких часов шла упорная борьба классики, джаза и современной электронной музыки. Каждый звук вызывал эмоции и привносил особый смысл в понимание личности героев.

Лучший зритель

"Самое главное — не то, что мы вкладываем в спектакль, а какие мысли он рождает. Это есть процесс активного исследования. После последнего акта каждый для себя должен ответить на вопрос: а виновен ли Сальери в своей зависти?",

 – отметила режиссер.

Вспоминая гастрольный тур, София Никифорова подмечает, что маленькие города с большим интересом и трепетом ждут их музыкальный перформанс. Калуга не исключение. Любопытные зрители раскупили все билеты. Последняя продажа состоялась за 10 минут до начала. А впечатления калужан от питерской труппы лишь положительные.

Евгения Фролова.