В Калуге завершился XII «Циолковский фест»
Современное искусство — это постоянно развивающаяся область, отражающая состояние общества и технологий в определенный промежуток времени. Оно охватывает широкий спектр стилей, средств и предметов и характеризуется акцентом на экспериментах и использовании новых технологий. Разобраться со всеми ноу-хау в искусстве калужанам и гостям города помогли в Инновационном культурном центре.
Грани изобразительного мастерства
Традиционный фестиваль уже двенадцатый год подряд собирает огромное количество ценителей прекрасного. Некоторые приходят на него не в первый раз. Народную любовь мероприятию удалось завоевать благодаря насыщенной культурно-развлекательной программе. Этот год не стал исключением: множество театральных премьер, парад вернисажей, мастер-классы и даже велопробег.
Открыли «Циолковский фест» в Ночь музеев. Организаторы не побоялись, что большая часть посетителей предпочтет пойти в другие учреждения культуры, которые в этот вечер также распахнули свои двери. По традиции в первый день фестиваля состоялся парад вернисажей. Калужане впервые увидели сразу четыре новые выставки.
В пространство галереи ИКЦ органично вписались работы современных художников из Тулы и Калуги. Свое творческое сообщество живописцы называют «Tempus», что в переводе с латинского означает «время». Авторы решили через искусство посчитать, каков возраст времени. Физики считают, что оно существовало всегда, но так называемое земное время образовалось в момент Большого взрыва - 13,7 миллиарда лет назад. Вместе с ним в земной галактике возникло некоторое количество пространства и материи. Так уж получается, что эта троица — время, пространство и материя — не может существовать друг без друга. На своих картинах художники «Tempus» изобразили взаимодействия этих категорий.
Аниматор-художник студий «Союзмультфильм» и «Bazelevs» Виктория Венцева привезла в Калугу работы, которые отражают эмоциональное состояние женщины. Образы представительниц прекрасного пола на картинах живописца неоднозначны и ироничны. По картинам Виктории можно отследить, как женский облик трансформировался в российских мультфильмах. Некоторые героини погружены в сложную замысловатую композицию, а некоторые просто изображены на белом фоне. Такая пустота на картинах не пугает, а, наоборот, играет лишь на руку. Никакой антураж не мешает вглядываться в мимику персонажей.
Не менее интересной была графическая экспозиция «Двенадцатый и все остальные» московской фотохудожницы Екатерины Рожковой во внутреннем дворе ИКЦ среди молодых лип. Фотографа отличает особый почерк и редкий художественный вкус. Многие калужане уже знакомы с творчеством Екатерины. Ее выставка «Белая школа» пару лет назад экспонировалась в Доме-усадьбе Щепочкина в Полотняном Заводе. Экспозицию посетили тысячи людей из разных уголков России.
- Год - это множество разных дней. Все то, что человек успевает совершить до следующего начала отсчета. Нам каждый раз как подарок предлагается весна, лето, осень и зима, один и тот же круг. Это повтор и в то же время возможность не повторяться. Это конец и начало. Возможность другого мая, февраля, октября, - рассказала Екатерина РОЖКОВА, отметив, что на своих полотнах она постаралась запечатлеть лучшие моменты каждого времени года.
Экспозиция состояла из 12 фанерных листов, на которых были напечатаны авторские фотографии, сделанные на пляже, внутри городской среды, в маленьких деревнях и селах. Рядом с этими кадрами на пюпитрах представили серию графических работ в черно-белых тонах.
Еще одним открытием фестиваля стала выставка «Время образов и смыслов» калужан с ограниченными возможностями здоровья. Все картины учеников школы «Интроспектива» выполнены яркими акварельными или темперными красками. Некоторые работы выполнены на зеркалах. Многие из художников видят наш мир лишь на одну сотую процента, но их полотна воодушевляют и вселяют уверенность в завтрашнем дне.
Близкий мир Мельпомены
Огромную нишу в программе фестиваля занимали театральные премьеры. «Циолковский фест» открылся спектаклем-притчей «Исключение» от хоровой студии «Петь просто». Далее череду новинок продолжил моноспектакль актрисы и режиссера Юлии Мялькиной «Девочка из моря». Несколькими днями позже калужские зрители увидели еще один спектакль, который вместе со своими воспитанниками в театральной лаборатории придумала Юлия, – постановку в формате сторителлинга «Время женщины». Диалог со зрителем построили на рассказах из жизни нескольких женщин. Они поделились своими сокровенными секретами, планами и мечтами, самыми ужасными и радостными днями в жизни. Пока актрисы изливали душу на сцене, детали их историй откликались в сердцах у зрителей. В каждом сюжете публика находила что-то родное.
Спектакли Юлии Мялькиной объединили зрителя и артистов, а дипломная постановка «Чайка» выпускника режиссерского факультета Российского института театрального искусства Ильи Зайцева, наоборот, посеяла смуту среди публики. Лишь немногие смогли оценить шокирующее проявление современного искусства. Постановка была создана по мотивам знаменитой пьесы Антона Павловича Чехова. Переломной и для автора, и для мировой литературы. После публикации произведение перевернуло мир русской драматургии.
Спектакль, как и сама пьеса, состоит из множества житейских разговоров об обычном и простом, но вытекающих в смертельную ошибку. Действие происходит в усадьбе крупного чиновника Петра Николаевича Сорина, герои пьесы «Чайки» — жители и гости усадьбы. Актриса Ирина Аркадина, сестра Сорина, ее сын Константин Треплев, известный писатель Борис Тригорин, молодая актриса Нина Заречная вовлечены в сложный клубок взаимоотношений, где находится место и эстетическим спорам, и любовным треугольникам. Тригорин, давний любовник Аркадиной, оставляет ее ради Нины, но в итоге «возвращается к своим прежним привязанностям». Нина предпочитает Тригорина Треплеву и, даже брошенная им, продолжает его любить. Развязка — самоубийство Треплева. Казалось бы, сюжет и даже чеховские строки сохранены, но постановка уже не смотрится на одном дыхании. Работа молодого режиссера из Москвы полна скрытых смыслов и загадок, поданных под очень агрессивным и излишне эмоциональным соусом.
В этом и заключается проблема современного театра. Драматург пишет пьесу и вкладывает в нее определенный посыл. Режиссеры в 99 % случаев не заинтересованы в высказывании мнения писателя, поэтому отношения в этой паре никогда не складываются. По спектаклю всегда видно, кто кого «съел».